Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (800) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: По совести нужно жить

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: По совести нужно жить

№47 (800) / 16 декабря ‘14

Первосвятитель

Ваше Преосвященство, Владыка Серафим! Ваши Преосвященства! Уважаемый Николай Николаевич, губернатор Калининградской области! Уважаемый Александр Георгиевич, мэр города Калининграда! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с этим радостным воскресным праздничным днем. Для меня всегда радость переступать порог этого храма и вообще приезжать на Калининградскую землю, с которой связаны уже почти 30 лет моей жизни.

Калининград – особое мес-то, где Православная Церковь начала с нуля свою жизнь. И когда сегодня я вижу множество людей, когда слышу и получаю информацию о закладке новых храмов, об освящении этих храмов, когда знаю, как востребована в Калининграде православная гимназия, как люди стремятся получать образование в церковных учреждениях, то, конечно, радуюсь. Ибо по милости Божией даже самые наши смелые мечты, имевшие место 30 лет тому назад, и самые смелые ожидания, осуществляясь, превзошли эти наши предчувствия, ожидания и мечты.

Самая главная задача, которая сегодня стоит перед Церковью, заключается в том, чтобы Евангелие Спасителя, Его Божий Закон вошли в плоть и кровь жизни нашего народа. Нам иногда говорят, что для того, чтобы победить преступность, нужно улучшить законодательство, нужно еще больше совершенствовать правоохранительные органы – и, наверное, это правильные слова. Но можно гораздо проще и дешевле решить не только проблему преступности, но и проблему человеческого неустройства, беспокойства, отсутствия радости в сердце: живи по заповедям Божиим, и все приложится (см.: Мф. 6, 33). Но для того чтобы жить по заповедям Божиим, нужно их знать и, кроме того, нужно вести себя так, чтобы избегать всего того, что может этот Божий Закон разрушать.

В сегодняшнем апостольском чтении (Еф. 5, 8 – 19), в Послании апостола Павла к Ефесянам, содержатся такие слова: испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы; будьте осторожны, поступайте не как неразумные, но как мудрые, потому что время дорого, и лета жизни, которые человек проживает, не всегда просты.

Что же означает не участвовать в бесплодных делах тьмы? Дела тьмы это те дела, которые инспирируются не Богом, а дьяволом. Участник всегда человек, как в добрых делах, так и в злых. Злые дела мы совершаем, руководствуясь не Божиими заповедями, а пониманием своей выгоды, своей пользы. Мы пытаемся достигать своих земных целей. И если вдруг на нашем пути возникает нечто, являющееся преградой, мы не осмысляем причину появления этой преграды и не ищем в себе источник возникновения таковой преграды, но мы чаще мобилизуем свои силы, чтобы любыми средствами, в том числе и беззаконными, эту преграду преодолеть.

Господь называет эти дела тьмы бесплодными: они не приносят плода, они не приводят человека к искомому результату. Потому что человек-то хочет для себя блага, счастья, но, погружаясь в эту атмосферу бесплодных богопротивных дел, еще туже затягивает на себе петлю – дышать становится тяжело. И денег может появиться много, и дом прекрасный, и машина, и работа, и власть… а душа беспокойна, мятется, не находит себе места. И то, что я говорю, относится не к единицам – к тысячам людей. Кто исчислял эти тысячи, которые совершают бесплодные, то есть никому не нужные – и в первую очередь самому человеку – дела тьмы.

А что же означает «испытывайте себя»? Это значит: соотносите свои мысли, свои дела с Божественным законом, чтобы по незнанию, неведению, по ошибке не совершить этого бесплодного, разрушающего человеческую жизнь дела, которое принадлежит к тьме, а не к свету. Это испытание чрезвычайно важно. Но для того, чтобы человек мог соотносить свои поступки с Божиим замыслом о нем, о мире, о человеке, нужно знать Божий Закон. Вот почему мы и настаиваем на том, чтобы с детства, с отрочества люди овладевали хотя бы знаниями этого Закона.

Но знаний мало. Преступники часто знают законы лучше, чем добропорядочные граждане. Я сталкивался с этим, посещая места заключения. Там очень много умных, образованных людей, прекрасно знающих законы и сознательно эти законы нарушающих. Вот так может быть и в духовной жизни. Человек может знать Божии заповеди, но нарушает их, потому что не они являются приоритетом, не они – конечное мерило жизни и поступков, но, опять-таки, чувство выгоды, как сам себе человек эту выгоду понимает, стремление к достижению целей, которые совсем не являются богоугодными.

Поэтому помимо знаний Божиего Закона нужно еще что-то иметь. Это «что-то» есть голос нашей совести. По совести нужно жить. Потому что совесть это не благоприобретенное некое знание, которое приходит к человеку по мере получения образования. Совесть вкладывается Богом в душу каждого человека. И если живем по совести, если ее не разрушаем, то не только памятование о Божиих заповедях, но и голос своей собственной совести будет говорить: «Я поступаю гадко, мерзко. Да, я хочу достигнуть какого-то блага для себя. Не получится». Этот голос совести может в самый важный момент остановить человека и помочь ему не участвовать в этих не плодотворных, а напротив – разрушающих человека делах тьмы.

О том, по какому пути жизненному идти, как выстраивать свои отношения с людьми, задумывается каждый из нас. Большое влияние оказывает на человека как вера и знание Божиего Закона, так и национальная культура. А почему? Потому что в культуре, созданной на протяжении веков народом, присутствует нравственный идеал. Он проник и вошел в эту культуру не потому что кто-то его изобрел, а потому что люди, создававшие эту культуру, жили духовным, нравственном идеалом Евангелия.

Поэтому мы и говорим, что мы в большинстве своем хрис-тианский народ, хотя, конечно, в России есть люди, принадлежащие и к другим религиям. Но и они имеют в сердце Божественный закон совести. А наша культура в лучших образцах литературы, живописи, архитектуры помогает человеку укрепить в себе этот Божественный нравственный идеал. Если внимательнее всмотреться в положительного героя нашей классической русской литературы, то ведь это герой-христианин. Он по совести живет, он способен на самопожертвование во имя ближнего, во имя защиты Родины, во имя отстаивания правды. И как страшно, если этот положительный герой уйдет из нашей литературы и будет подменен другим героем – прагматичным, жестоким и жестким, прокладывающим себе путь для все большего обладания благами и деньгами.

Слова апостола Павла о не-участии в делах тьмы являются основополагающими. Перед каждым человеком стоит этот выбор. И перед тем как войти в эту логику совершения богомерзких дел, разрушающих человеческую личность, нужно обо всем подумать. Нужно подумать о своих родителях, о своих бабушках и дедушках. Нужно по-думать о национальных героях, которые отдавали жизнь свою за Родину. Нужно вспомнить положительных героев нашей великой литературы. Нужно вспомнить примеры святых, которые также лежали в основе литературного творчества нашего народа. И тогда этот мощный духовный и культурный пласт станет редутом, неприступной крепостью перед всеми дьявольскими искушениями.

Сегодня мы как страна и как народ переживаем трудное время. Для того чтобы справиться с этими трудностями, которые связаны и с санкциями, которые на нас обрушили, и с определенными переменами в экономике, мы должны быть обязательно нацелены на добро, на правду Божию. И чем больше эта Божия правда будет отображаться в наших делах, тем больше мы будем солидарны, тем больше мы будем сплочены, тем больше мы будем способны совместно, трудясь бок о бок, преодолевать трудности и устроять Россию так, чтобы каждый в ней мог жить свободно, спокойно, мирно и чтобы никакие силы не разрушали голос совести нашего народа.

Вот так смыкаются воедино и вера, и политика, и экономика, и культура. А иначе и быть не может, потому что ведь творцом и одного, и другого, и третьего является человек. Он либо принимает веру, либо не принимает. Он либо честно трудится, либо становится преступником. Он либо солидарен с другими, либо индивидуален до безумия, до способности в жертву своим потребностям приносить пот-ребности и жизни даже других людей. И поскольку в центре всего человек, Церковь и обращается к человеку, к его разуму, к его сердцу.

Верим, что, как в славные времена прошлого – великие времена, связанные с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, преподобного Сергия, с именами героев, спасших Россию от польской интервенции в XVII веке, от Наполеонова нашествия, спасших Россию и Европу от гитлеровского нашествия, – так и сегодня мы, вдохновляясь теми же самыми идеалами, должны устроять свою личную и общественную жизнь. Да поможет нам Господь идти по тому пути, который нам предлагает сегодня апостол Павел. Он предлагает нам быть мудрыми, а не неразумными, и дорожить временем, потому что дни лукавы (Еф. 5, 15 – 16). Аминь.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс