Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (824) → Священник Анатолий Куликов: В честь святых

Священник Анатолий Куликов: В честь святых

№23 (824) / 23 июня ‘15

Беседы с батюшкой

27 мая 1703 года считается датой основания Петербурга. В этот день произошла закладка Петром I на Заячьем острове в устье реки Невы Петропавловской крепости. Если перевести название города Санкт-Петербург на русский язык, то получается, что город назван в честь Небесного покровителя Петра I. Хотелось бы сегодня поговорить о традиции наименования городов, улиц, значимых объектов в честь святых, Небесных покровителей, важных церковных событий и праздников. Почему на Руси существовала и существует такая благочестивая традиция?

Подчеркну важность знания обо всем этом. Порой слышишь, когда люди говорят о том же Петербурге или о нашем городе, Екатеринбурге, что Санкт-Петербург был назван в честь императора Петра, а Екатеринбург назван в честь императрицы Екатерины.

Действительно, у многих людей существует стойкое убеждение, что «в честь себя и назвали», но на самом деле здесь затрагиваются очень важные вещи. Мы видим, что наши правители чтили своих святых Небесных покровителей. Это очень важно помнить и знать – в этом есть и большой смысл, и очень хороший пример. И, как вы правильно заметили, у нас в стране довольно много населенных пунктов, которые названы в честь святых или каких-то священных событий. Да, может быть, городов не так много, было больше, просто что-то переименовали – например, Краснодар. А вот сел и деревень много: одних деревень в честь Покрова Божией Матери сколько, сколько сел Троицких!

Откуда идет такая традиция? Если посмотрим, как человеческая цивилизация развивается, то увидим: людям всегда было свойственно связывать свою жизнь с чем-то значимым, с какими-то событиями, людьми, с какой-то местностью. У человека внутри есть ощущение, что он и мир – одно, то есть его жизнь всегда связана с окружающим миром, в том числе с природой, людьми, обществом, государством. Не только с именами людей связывали названия каких-то населенных пунктов, а пытались эти наименования привязать к духовному, мистическому: можно вспомнить столицу Греции – Афины, названы в честь богини. Людям хотелось, чтобы эта связь с чем-то божественным в их жизни присутствовала. Сейчас не идет речь о том, где истина, где не истина – мы наблюдаем этот феномен, это желание людей не просто существовать, что называется, без роду без племени, а быть причастными к истории, событиям, жизни своих соплеменников. Кстати, почему важно знать и помнить историю? Потому что связь поколений определяет настоящее. И эта связь человеку может показать, куда надо стремиться.

Например, живут люди в Санкт-Петербурге (поздравляю жителей этого замечательного города с праздником). И вот человек узнал, или, может быть, просто вспомнил, или осознал очень глубоко, что город, в котором он живет, назван не просто в честь человека – того же великого императора Петра, а в честь святого первоверховного апостола Петра. Человек подумает: «Такое название у моего города, а я его житель. Как это здорово! Я должен жить так, чтобы быть достойным этого названия. Я ведь не просто петербуржец, а я – санкт-петербуржец!» То есть у человека появляется мотивация к жизни высокой, жизни духовной.

Может быть, более понятной станет совсем недавняя часть истории нашей страны, период советской власти. Мы знаем, что город Санкт-Петербург в это время назывался Ленинградом. И опять же – как люди ценили то, что они живут в этом городе! Там история, очень богатая событиями, какими-то потрясениями, в том числе человеческими подвигами… В этом году, когда мы празднуем 70-летие Великой Победы, уместно об этом вспоминать и говорить о подвиге ленинградцев, который они понесли в годы и блокады, и всей Великой Отечественной войны. Этот город – город-герой.

Название, история города очень часто определяют жизнь его населения. Конечно же, если город назван в честь святого, какого-то священного события, это может очень хорошо повлиять на наше отношение к себе и нашей жизни. Так что, думаю, для всякого петербуржца святая и почетная обязанность – знать жизнь апостола Петра. Так же и для всякого екатеринбуржца святая обязанность – знать житие святой великомученицы Екатерины. И подумать: «Что бы я из их жизни мог взять для себя примером?»...

Как Вы считаете, насколько важно и необходимо возвращение к историческим истокам, если произошло переименование города?

Люди должны этого желать все-таки (у меня такое мнение), чтобы город назывался именно так. Конечно, чтобы человек пожелал, надо ему объяснить, почему это было бы хорошо.

В чем заключалась проблема советской пропаганды? Была попытка оторвать прошлое. Сказать, что «наше государство начинается с 17-го года XX века. То, что было до этого, период царского режима, – все плохо, неправильно, а вот теперь у нас светлое будущее наступит». Неверно. Нельзя людей лишать их прошлого. Точно та же ошибка, если мы сейчас говорим: то, что было во время 70-летней советской власти, все было плохо, скорее давайте забудем. Нельзя этого делать. Мы должны набраться смелости, признать свои падения – без падений не бывает взлетов. Хорошо бы, конечно, не падать, но, к сожалению, такого не бывает ни в жизни отдельно взятого человека, ни в жизни целого государства. И далее трезво определяться: чему быть, а что менять.

Хорошо бы, чтобы названия в честь святых возвращались. Простите, чем святые запятнали себя, что теперь мы должны стыдиться использовать их имена в названиях улиц, городов, деревень? Ведь чем прекрасна святость – она показывает пример жизни настоящей, чистой, ведь Бог действует в жизни святого. В жизни великомученицы Екатерины, апостола Петра при всем желании не найти что-то дурное. Нельзя сказать: «Давайте про них забудем, они ошибались» – нет такого.

А взять советских деятелей, в честь которых назывались населенные пункты… История, если к ней подходить честно, порой очень безжалостна, она четко определяет, где правда, а где неправда. Но для этого нужна смелость, нужно мужество желать, чтобы все было честно.

Во вновь создаваемых районах названия улиц определяют в зависимости от каких-либо предпочтений людей, которые проектируют эти районы, и общественного мнения. И почему-то в новых районах указывают имена героев, имена каких-то современников, которые отошли в мир иной, но редко встретишь название улицы, носящей имя святого.

Нужно просто предлагать это людям. Мне кажется, люди пожелают этого. Почему нет? Ведь нас, верующих, немало на самом деле, просто есть привычка «быть тише воды, ниже травы».

Но есть события и ситуации, когда нужно, что проводить информационные кампании и проявлять инициативу?

Конечно, обязательно. Благо, возможность сейчас для этого есть.

А насколько для нас важно вспоминать и чтить тех Небесных покровителей, под защитой которых находятся наши города, села, населенные пункты, знать историю, читать, знать их житие? Как быть людям, которые не считают себя верующими, но знают, что город назван в честь святого апостола Петра?

Есть заповедь: «Чти отца твоего и мать твою, благо тебе будет и долголетен будешь на земле». В чем смысл этой заповеди, в чем должно заключаться почитание родителей? Это послушание, в определенной степени. Пока ребенок не повзрослеет, он находится в прямой зависимости от родителей и, соответственно, выполняет их волю. Это нормально, естественно. Прислушиваться к мнению, уважать их ценности, уважать то, что для них дорого, не делать того, что причинило бы им боль.

В почитании святого алгоритм схож, ведь святые – не люди, которые куда-то в параллельную вселенную перенеслись после смерти и непонятно где существуют теперь. Нет, связь вполне реальна, она влияет на нашу жизнь. Всякий человек способен, даже ради эксперимента, ощутить, что это такое – связь со святым: начни ему молиться – и в определенный момент это произойдет, почувствуешь. И будешь почитать этого святого.

Зачем надо знать жизнь того, кому молишься? Чтобы сложились личные взаимоотношения, чтобы ты понимал человека, какой он был, чем жил. Можно даже представить, предположить, что он чувствовал, как к жизни относился. И уже в жизни этим руководствоваться, жить так, чтобы святому было отрадно быть вместе с тобой, чтобы вы были одного духа. Как два хороших друга, когда они способны друг друга чувствовать, с полуслова понимать. То же и здесь.

Со святым вполне реально установить хорошую дружескую связь. Нас Церковь учит, что святые – самые правильные друзья, которые тебя не забудут, не предадут, не обманут, не будут своего искать. Они находятся в любви. И мы в какой-то степени сами себя обкрадываем, когда лишаем себя общения со святыми.

Составил для себя список городов, связанных со святыми: Архангельск (по некоторым источникам – в честь Архангела Михаила), Златоуст Челябинской области (в честь Иоанна Златоуста), Екатеринбург (город святой Екатерины), Борисоглебск (в честь Бориса и Глеба), есть поселок, именуемый Преображение, вспоминается нынешний Краснодар, а ранее – Екатеринодар (тоже город святой Екатерины). Хочется отметить, что города названы в честь святых – это возвышает их определенным образом, и даже сами названия как-то благозвучно произносятся.

Да, мне тоже нравится.

Кто такие Небесные покровители?

Стоит об этом поговорить более подробно. Не совсем верно, когда люди самоопределяются, скажем: «Зовут меня Иван, и буду я молиться только святому Иоанну Предтече. Он мой Небесный покровитель, до остальных дела нет, я для них чужой». Это совершенно неправильно. У нас вся Небесная Церковь – покровительница каждого из нас. И в этом плане хоть кому молись, к кому душа лежит. В каждом православном доме есть много всяких икон. Человек ездит по святым местам и обязательно привозит оттуда образы святых – вот и хорошо, замечательно, – и молится им, и все они становятся его Небесными покровителями.

Конечно, имя святого, которое мы носим, дает нам некое право обращаться к нему чаще, любить его более светлым чувством (если здесь уместно говорить о какой-то разнице), но в действительности молиться можно любому святому. И не важно: мужчина, женщина, – ведь во Христе все едины; когда мы обращаемся к святому, то обращаемся к Богу. Ведь святость существует через Бога. Это не какой-то особый подвиг отдельно взятого человека, а проявление образа Божия в человеке, восстановление образа Божия, действие благодати Духа Святого. И всякая связь со святым делает нас ближе к Богу – вот что важно.

Вопрос от телезрителя из Асбеста: «Один священнослужитель сказал: как называются улицы в городе, такую направленность город и несет. Я иду по своему городу: улица Клары Цеткин, Войкова… Такое уныние это навевает. Мы вспоминаем Александра Невского, Суворова – великих полководцев, а почему не вспоминаем Юденича, Деникина, Корнилова, ведь это такой пласт истории! Это наше последнее офицерство, святое воинство, которое было так поругано… Хотелось бы услышать Ваше мнение».

Что касается исторических фигур. Здесь упомянуты были белые офицеры, полководцы. Знаний часто не хватает – вот в чем дело.

Мы детство, юность провели в эпоху советского режима. Себя вспомню, как я в детстве с любовью (это не преувеличение) читал книги о красногвардейцах, Ленине, каких-то других деятелях того времени. Это было так преподано: и интересно, и захватывающе. Мне очень нравилось быть октябренком, пионером – до определенного момента, когда взросление началось. Пропаганда существовала. Да, это была уже вторая половина 70-х годов, не так сильно, может быть, она проявлялась, но тем не менее… И люди привыкли так жить. У человека просто не возникало вопросов, почему улица названа в честь Войкова или почему город Екатеринбург назывался Свердловском. «В нашей замечательной советской стране, которая всех сильней, все лучшее, все самое прекрасное и честное» – если так советская власть определила, значит, все это правда, все это хорошо. Вот и хватало общего настроя.

Но сейчас этого не хватает: что тогда правды не хватало, что сейчас. Мало кто говорит о том, что было. Но сейчас, слава Богу, как-то все это понемногу раскрывается в более или менее правдивом ключе. И фильмы сейчас снимают хорошие о тех временах, такие исторические моменты, где не пытаются какую-то из сторон обелить, какую-то очернить, сказать, что вот это – зло, а вот это – точно добро. Нет. Кажется, что и того, и другого хватало в то время.

Наверно, когда знаний у людей будет больше о тех событиях, о тех личностях, когда эти знания будут преподноситься в правдивом ключе, а не по инерции, (что «красные» были молодцы, а «белые» глупцы и плохие), люди будут уже выбирать и, возможно, найдется необходимое количество людей, которые скажут: «Сделаем улицу не Войкова, а Колчака, например, – разве он мало для страны постарался?» Но для этого нужны знания. А второе – нужны воля, смелость, мужество. К превеликому сожалению, этого у нас не хватает. Не хватает единства – чтобы мы вместе собрались и пожелали: «Давайте, вот так в нашей жизни будет»... Мы много отсиживаемся по домам, занятые личной жизнью. Когда что-то происходит, мы не можем собраться, не можем быть вместе. На что-то дурное, знаете, люди легко собираются, идут что-нибудь громить, ломать, жечь, «власть свергать».

В этом году такое было утешение в День Победы – Бессмертный полк! Весь мир с удивлением на это смотрел. Может, судя по средствам массовой информации, западный мир уже приучил себя считать, что у нас здесь сплошной диктат, все навязано, наверху все решили, всех из-под палки погнали на парад... Но тысячи, сотни тысяч идут с фотографиями своих дедов, прадедов, своих близких – тех, кто жизнь отдал за страну, за людей, и это естественный порыв: их никто не заставлял это делать. Каждый, кто хотел, пришел.

Вот этого бы больше в нашей жизни. Собраться бы жителям какой-то улицы и решить: пусть наша улица будет вот такой. Кто мешает? Никто не мешает. У нас законодательство настолько гибкое в этом плане, что позволяет проводить такие народные инициативы.

Мы с Вами говорили, что Небесный покровитель человека не один святой, это может быть весь сонм святых, все, кто есть в церковном календаре, и что можно подружиться с Небесным покровителем, иметь дружеское общение со святым. Как человеку эту дружбу прочувствовать?

В первую очередь нужна вера. Если человек себе сознательно говорит: «Нет, это все выдумки, басни, жизни после смерти не существует, кто-то все это непонятно зачем придумал», – это жизни не улучшит; вера все-таки нужна. А дальше – молитвенное общение. Как в обычной жизни, грубой, земной, ограниченной, происходит дружба людей – всегда на общении основывается, правда же? На разговоре, когда ты внимаешь собеседнику, вместе с ним время проводишь, общих интересах. И это дает удивительное внутреннее чувство единения.

В принципе, единство заложено в человеческой природе. Богу угодно, чтобы мы были все (по Его образу) едины. Как в Боге – Троица: мы видим единство трех Ипостасей, трех Лиц – Отца, Сына, Духа Святого. Человечество по этому же образу создается. Одна природа человеческая, много личностей (каждый из нас отдельная личность), но мы можем быть вместе. В союзе любви, в союзе доверия, в единении.

Святые отцы говорят, что для того Господь на землю пришел, чтоб людей объединить. Соответственно, мы можем иметь единение с теми, кто уже оставил границы этого земного материального мира и пребывает теперь в блаженной вечности. А ведь что значит быть в Боге? Это значит быть восстановленным существом, значит, что человек выздоровел – выздоровел от смерти, греха, от страстей, от всего того, что ограничивает, сжимает, уродует, коверкает, то есть человек наконец-то стал человеком в истинном смысле этого слова.

Для меня (даже из каких-то корыстных соображений) очень полезно с этим здоровым человеком иметь связь. Предположим, я маленький, худенький, калека-инвалид, нищий, убогий, слепой и глухой. Как мне жить? Мне нужна помощь, нужен кто-то, кто бы меня за ручку взял, меня оберегал, помогал, кормил, поил, тот, кто бы мог это делать. Святые – те, кто могут действительно заботиться о нас.

Мы им чем-то воздать не можем – тут нет такого: ты мне, я тебе, им от нас ничего не нужно. Они все имеют, поскольку в Боге пребывают. Но они, пребывая в Боге, Который есть Любовь, опять же не могут не любить. И эта любовь изливается на нас бескорыстным образом. Давайте этим пользоваться, обретать эту связь с ними, доверительные, дружеские отношения. И все это будет основываться на общении. Почаще разговаривай со святыми, молись им и верь – они слышат и видят. Ну и что, что ты их не слышишь и не видишь? Много ли мы вообще слышим и видим – мы сейчас находимся в студии и знать не знаем, что у нас дома происходит, однако мы не впадаем в панику и неверие, что наших домов не существует.

Есть в жизни людей именины, день ангела. Почему-то именины мы привыкли называть днем Небесного покровителя. Можно ли какую-то границу определить? Насколько я знаю, именины – это день, когда отмечается память святого, в честь которого назван человек, а день ангела (по сути, день Крещения) – день, в который к человеку приставляется ангел, призванный его в дальнейшем сопровождать.

Проще тем, кто своего новорожденного ребенка назвал в честь того святого, который в этот день Церковью прославляется. Такая традиция была испокон веков у нас в стране. И сейчас, насколько я знаю, многие православные семьи ей следуют: примерно определяют заранее, в честь кого бы хотелось ребеночка назвать, а далее уже, на волю Божию положась, смотрят, в какой день родился, смотрят святцы и называют. И тогда именины и день рождения совпадают. И естественно, человека в день его рождения поздравляют с именинами. Как вы правильно заметили – упоминая святого, память которого празднуется.

Если кто разделил эти два события (скажем, ребеночек родился летом, а назвали его в честь святого, день которого празднуется осенью), что ж, дополнительный праздник появился, ничего страшного нет. День рождения отметили, отпраздновали, поздравили и Бога поблагодарили, что дает жизнь, и, соответственно, день святого как-то особенно провели. И, как уже было упомянуто, день ангела логично отделять. Это все-таки связано с Крещением: перед Крещением Церковь молится и у Бога просит ангела-хранителя для человека, который Крещение принимает. То есть день ангела – это не именины.

Стоит еще упомянуть, как эти дни отмечать: бывает, люди не знают, что делать в день ангела, например. В жизни православного христианина, воцерковленного человека, много событий. В Церкви постоянно какие-то праздники. В этом есть очень глубокий смысл: Церковь человеку создает некую атмосферу, которая ему постоянно напоминает о другой жизни, его предназначении, его связи с Богом: «Ты не увлекайся особо земной жизнью, это все временное, твоя задача во время этих нескольких десятков лет подготовиться к вечности, к встрече с Богом, а еще лучше – уже в этой жизни с Ним встретиться и с Ним в живой связи остаться!» Как говорил преподобный Симеон Новый Богослов: «Тот человек, который в этой жизни в сердце своем обрел Христа, уже не ждет Второго Пришествия: для него оно наступило». Для него особо уже ничего не поменяется, он с Богом вместе. А жизнь церковная, с чередой каких-то событий, праздников, человеку постоянно напоминает: ты – особое существо, ты живешь в особом мире, в тебе особое предназначение, к тебе особое отношение со стороны Бога, со стороны Небесной Церкви, великого сонма святых.

Естественно, в эти дни нужно не просто собраться, поесть-попить. Конечно, важно семьей собраться, с друзьями. Но эти дни необходимо провести именно в духовном ключе, особенно. Принято (да и так надо) в эти дни обязательно причаститься Святых Христовых Таин. Это вообще нужно делать регулярно и как можно чаще, потому что, к сожалению, из-за своей не всегда чистой в духовном плане жизни мы от Бога часто отпадаем. Мы становимся не способны принять благодать Божию. И постоянно нужно обновление. Оно ведь и происходит в покаянии, в Причащении, во внутреннем делании, в молитве. Эти дни хорошо бы этим наполнять, а дальше уже и встретились – и вкусный пирог для именинника.

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс