Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (922) → Протоиерей Григорий Григорьев: Что же значит – возлюбить самого себя?

Протоиерей Григорий Григорьев: Что же значит – возлюбить самого себя?

№25 (922) / 4 июля ‘17

Точка опоры

Вопрос Николая из города Великие Луки Псковской области: – Отец Григорий, в своих передачах «Точка опоры» Вы не раз говорили, что очень важно для духовной жизни возлюбить самого себя. Что значит – возлюбить самого себя?

– Это действительно очень важный вопрос – это основа духовной жизни. Ведь главная заповедь Божия говорит: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею крепостию своею, всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя – мы не можем возлюбить Бога, если не возлюбим ближнего, и не можем возлюбить ближнего, если не возлюбим самих себя.

Иногда человек говорит, что Бога он любит, а людей и себя не любит. Если человек не любит себя и людей, то он не может любить и Бога. Не выполнив главную заповедь – возлюби Господа Бога своего всем серд-цем своим, всею крепостию своею, всем разумением своим и ближнего своего, как самого себя, мы не сможем возлюбить никого, не сможем возлюбить и заповеди Божии.

Что же значит – возлюбить самого себя? Когда Господь создал в раю первого человека Адама по образу и по подобию Своему, Адам любил Бога, потому что он видел в себе образ и подобие Божие. Его задачей было дальнейшее приближение к Богу и выстраивание своего подобия. Но когда Адам не послушался Бога и вкусил плод с древа познания добра и зла, он потерял подобие Богу, не выполнив ту первую заповедь, о которой просил его Господь, – не вкушать плодов с древа познания добра и зла, по крайней мере до времени, пока не наступит состояние обожения, когда могло произойти окончательное познание Адамом самого себя.

Но Адам поторопился: он не захотел быть садовником в райском саду, не захотел ухаживать за деревьями, как предлагал ему Господь, не захотел общаться с Господом, приближаться к Нему, созерцать, рассуждать, размышлять. Змей так и сказал Еве: «Тот путь, который вам предложен, длинный, а есть короткий путь: съел и порядок – будете как боги». И вот когда они Бога не послушались, а послушались змея, то потеряли богоподобие, а приобрели подобие того, кого послушались, то есть змееподобие. В этот момент они потеряли и любовь к себе.

В дальнейшем, когда люди жили вне рая, на земле, лукавый дух постепенно захватывал души людей, потерявших образ и подобие Божие. А любовь к себе постепенно замещалась любовью к мнению окружающих людей. Мнение окружающих людей стало гораздо важнее, чем любовь к себе. Любовь к мнению окружающих – это когда не важно, что я есть на самом деле, не важно, что обо мне думает Господь, важно, что обо мне говорят другие люди. Вот о таких людях впоследствии Господь сказал в Евангелии: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Внешняя оболочка заменила внутреннее духовное содержание. Это очень важно понять! Если мы очень высоко ставим мнение других людей о себе, то становимся бесоподобными, а не богоподобными.

На самом деле, образ Божий восстанавливается в православном человеке в таинстве Крещения, а подобие Божие восстанавливается в таинстве святого Причастия. Только восстановив богоподобие в самих себе, мы полюбим других людей и полюбим Бога! Это не значит, что мы не будем обращать никакого внимания на их мнение – мы можем его выслушать и, если нам говорят что-то полезное, использовать это в своей жизни, но к мнению других людей надо относиться поверхностно, не впуская в глубину своей души. Гораздо важнее то, что думает о нас Господь.

О потере любви к себе при изгнании из райского сада размышлял Макарий Великий, и я хочу продолжить его духовное размышление на следующем примере. Однажды к Макарию Великому пришел монах и спросил: «Авва Макарий, как мне спастись?» Макарий Великий ответил ему: «Чтобы спастись, тебе следует выполнять то, что я тебе скажу». Монах очень обрадовался и сказал в ответ, что готов выполнить любое благословение святого Макария. «Хорошо, – сказал авва Макарий, – придешь ко мне наутро, я дам тебе духовное задание». Когда монах пришел утром к авве Макарию, тот сказал ему: «Пойдешь на кладбище и целый день будешь громким голосом восхвалять покойников, погребенных на этом кладбище». Монах очень удивился, но выполнил наставление святого старца и целый день восхвалял закопанных на этом кладбище покойников. «Какие прекрасные и замечательные покойники лежат на этом кладбище!», – восклицал он от восхода до заката, а вечером, когда стемнело, пришел к Макарию Великому. Тот спросил, как у его дела. «Хорошо, авва! Я все выполнил, как ты велел», – ответил монах. «Молодец, – похвалил его Макарий. – На завтра получишь другое задание».

Когда утром монах пришел за заданием, святой старец послал его на то же кладбище ругать и проклинать тех покойников, которых вчера он хвалил. Монах очень удивился, но не посмел ослушаться святого старца и целый день, от восхода до заката, громким голосом ругал погребенных на этом кладбище покойников, которых вчера он же хвалил. А когда вечером вернулся к авве Макарию, тот спросил: «Скажи, что сказали тебе покойники вчера, когда ты их хвалил?»

«Ничего, – удивленно ответил монах, – они же покойники!» «А сегодня, когда ты их ругал?» «Тоже ничего!», – недоуменно пожал плечами монах. «Вот и ты живи как эти покойники и спасешься!»

Как учил Амвросий Оптинский, если сильно тебя зацепят, так и скажи: «Не ситцевый, не полиняю». Надо стараться видеть то полезное начало, которое может быть в мнении других людей, но не надо слишком им дорожить и слишком глубоко в это погружаться, а иначе мы превратимся в лакированный гроб. Вот когда мы сможем относиться к мнению других людей в значительной степени, как если бы мы были закопаны в землю и были бы покойниками, тогда у нас начнет появляться любовь к себе. Но для того чтобы это происходило, надо постоянно и регулярно принимать на Божественной литургии истинные Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Хотя бы один раз в неделю, согласно четвертой Моисеевой заповеди – шесть дней работай, седьмой отдай Богу.

Итак, возлюбить самого себя значит научиться видеть в себе образ и подобие Божие. В каждом человеке есть образ и подобие Божие. Даже если этот образ поврежден, а подобие нарушено, осколки этого драгоценного образа хранятся в душе каждого человека. Надо научиться их видеть и с Божией помощью восстановить образ Божий в таинстве Крещения, и подобие Божие в таинстве святого Причастия, причащаясь хотя бы один раз в неделю.

Отвечу на вопрос Петра из Норильска: «Отец Григорий, Христос сказал Своим ученикам, что Царствие Небесное внутри нас есть. Как это понимать?»

– В Евангелии, обращаясь к ученикам, Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, все остальное приложится вам». Но ученики, будучи простыми галилейскими рыбаками, очень удивились. Они не знали, где именно искать Царствие Небесное, думали, что, возможно, оно находится в каком-то городе, или на какой-то горе, или в пещере, в лесу, или где-то еще. Они прямо спросили Господа нашего Иисуса Христа, где же искать Царствие Небесное, и Он ответил им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Ученики Христа были люди простые, они были рыбаками, ремесленниками. Для них такой ответ был абсолютно непостижим. Они спросили Христа, что же нужно делать, чтобы войти в Царствие Небесное. А Он сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Наверное, все мы согласимся, что дети гораздо ближе к Богу – устами младенца глаголет истина. В детях легче увидеть образ и подобие Божие, особенно в маленьких детях, которых родители иногда называют ангелами, по крайней мере, до тех пор, пока те не вырастают. Так как это понимать?

Царствие Небесное, которое внутри нас есть, – это духовный путь человека по восстановлению в самом себе подобия Божия. Осколки, блестки образа и подобия Божия, которые человек разбил, хранятся в глубине его души. Как отдельные крупицы золота в горной породе указывают порой на направление золотой жилы, или как россыпь алмазов показывает направление жилы алмазной, так, находя эти сверкающие обломки, этот потерянный образ, утраченное подобие, мы начинаем двигаться в Царствие Небесное, которое внутри нас есть.

Еще раз подчеркиваю: восстанавливаем утраченный образ и подобие именно тогда, когда находим в себе то лучшее, что заложил в нас Господь. А когда мы начинаем раскапывать в себе то худшее, во что превратили это лучшее, то есть свои грехи, – это путь греха, который приводит нас в топкие болота греха и дремучие леса, в адскую бездну. Дорога греха внутри самого себя – это путь в ад. Конечно же, важно увидеть грех! Но это не должно быть духовной целью. Это должно быть следствием вúдения в себе образа и подобия Божия. Когда мы видим в себе свет Божий, тогда видим и ту тьму, которую мы сотворили, потеряв его.

Пока мы не возлюбим себя и ближнего и будем осуждать окружающих людей, мы не сможем доверять Богу. А доверие к Богу – это приход на причал реки Божиих заповедей, у которого стоит лодка Божественной любви. И надо иметь абсолютное доверие к Богу, чтобы оказаться в лодке Божественной любви. А лодка Божественной любви плывет по реке заповедей Божиих, заповедей любви, в Царствие Небесное, которое внутри нас есть, и Господь направляет ее движение. Но прежде чем мы прибудем в Царствие Небесное, мы должны окончательно восстановить доверие к Богу и окончательно избавиться от безобразия и бесоподобия.

Когда человек соприкасается своим духом с невидимым демоническим миром, его охватывают всевозможные страхи. А когда мы находимся в лодке Божественной любви на реке Божиих заповедей, эти страхи могут материализоваться в виде острых камней по течению этой реки, водопадов, бурного течения, стремнины, в которую несется лодка Божественной любви, в которой мы находимся. Именно доверяя Богу и понимая, что нам самим не преодолеть эти препятствия, но веря, что невозможное для человека возможно для Бога, мы ни в коем случае не должны выходить на топкий, низкий адский берег греха.

А выйти порой хочется, потому что кажется, что по берегу греха можно обойти препятствия на реке Божественной любви. В тот момент, когда человек высаживается на этот берег, он развязывает своих демонов, становится видим для них и начинает тонуть в топком болоте греха. Человек уходит в дремучие чащи греха, он теряет ощущение ветра радости, его охватывает ветер тревоги, ветер сомнений, ветер перемен, ветер хаоса, ветер адской бездны. И чем дальше уходит человек от реки Божиих заповедей, тем глубже он погружается во мрак.

Невозможно отмыться от греха, находясь в болоте. Чтобы это случилось, необходимо оказаться в чистой кристальной воде реки Божиих заповедей, попросить у Бога прощение за свое маловерие, за свое сомнение и опять оказаться в лодке Божественной любви, как у Христа за пазухой. Вот в этом и состоит духовная жизнь православного человека – в доверии к Богу и верности Божиим заповедям. Это и есть начало той подлинной веры, которая приведет нас в Царствие Небесное, которое внутри нас есть.

Записала:
Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tochka-opory-vypusk-ot-9-iyunya;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tochka-opory-vypusk-ot-16-iyunya

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс