Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (929) → Протоиерей Олег Стеняев: Успение Пресвятой Богородицы

Протоиерей Олег Стеняев: Успение Пресвятой Богородицы

№32 (929) / 22 августа ‘17

Беседы с батюшкой

Успение Пресвятой Богородицы – великий праздник, очень знаменательный день для всех православных христиан. И первый вопрос касается личности Пресвятой Богородицы: «Почему Церковь называет Пресвятую Деву – „честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим”? Как человек может подняться на такую высоту?»

– Очень сложный вопрос… Когда мы говорим о человеке в целом, он представляется существом между миром животным и миром ангельским. В то же время уже древние отцы обращали внимание на то, что об ангелах не сказано, что они созданы по образу и подобию Божию, а о людях так сказано. С другой стороны, говоря о святых людях, мы говорим, что это «земной ангел», «Небесный человек». И следующая позиция: есть целая группа святых отцов, которые учили, что смысл сотворения человечества – восполнить число отпадших ангелов. Казалось бы, это предел для человека – быть как ангел. И Сам Христос говорит, что люди будут, как ангелы на Небесах.

Почему же Дева Мария оказалась выше ангелов, Архангелов, херувимов, серафимов? Это действительно непостижимая тайна. Если хотите, богословская проблема. Без сомнения, это связано с тем, что Она послужила орудием боговоплощения. В Ней Самой происходит встреча Божественного и человеческого. Ведь мы исповедуем Иисуса Христа Богочеловеком, и Свое Человечество Христос принимает от Нее, в Ее чреве, формируясь в Духе Святом. По Божеству Он входит в Нее, по Человечеству исходит из Нее.

Давайте теперь зададимся вопросом, кто из ангелов, Архангелов, херувимов, серафимов, обращаясь ко второму Лицу Святой Троицы Иисусу Христу, может сказать: «Сын Мой Возлюбленный»? Никто. Только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария. Кто из ангелов, Архангелов, херувимов, серафимов может любить второе Лицо Святой Троицы родительской любовью? Никто. Только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария.

То самое подобие Богу, которое было утрачено в грехопадении, в Пресвятой Деве было восстановлено наибольшим образом. И когда мы говорим об Иисусе Христе как о Богочеловеке, мы отлично понимаем, что так близко Божество к человечеству уже не подойдет. И человечество уже не подойдет к Божеству так близко, как это произошло во чреве Девы Марии. Ведь в Халкидонском Символе веры мы исповедуем, что Божественное и Человеческое во Христе неразлучно, нераздельно, неизменно, хотя и неслиянно. И это тайна Ее величия, когда смиренная Дева из Назарета поднялась на такую – поистине недосягаемую не только для человека, но и для небожителей – высоту.

Как известно, Дух Святой исходит на Пресвятую Деву Марию в день Благовещения. Второй раз Он сходит в Пятидесятницу, и мы видим Богородицу среди апостолов. Что может означать двойное схождение Духа на Пресвятую Деву Марию?

– Об этом писали Дамаскин, Лосский – это опять богословская проблема. В обычной христианской жизни во время совершения таинства Миропомазания человек обретает статус царственного достоинства, то есть становится христианином царственного священства. Второй раз человека помазывают миром, когда он становится царем.

Литургически участие Девы Марии как бы в двух снисхождениях Духа Святого – в день Благовещения и день Святой Пятидесятницы – может осмысливаться как помазание на некое царство. И литургически мы Ее чествуем как Царицу Небесную. То есть некое царственное достоинство в необычной полноте исполняется на Деве Марии. Она – как самый зрелый плод ветхозаветной церкви еврейского народа, и Она же – начаток Церкви новозаветной, является как Царица Небесная, в христианском понимании – исходя из тайны этих двух снисхождений Духа Святого. Проблема здесь заключается в том, что Архангел уже приветствует Ее словами: «Радуйся, благодати полная!» Вот эта полнота, исполненная потом и в день Пятидесятницы, опять же показывает особую высоту Ее положения, которая недостижима и даже до конца непостижима. Это всегда будет оставаться богословской проблемой. Не случайны же споры вокруг Девы Марии.

Можно ли как-то проследить, откуда известна жизнь Пресвятой Богородицы с момента, когда заканчивается земная жизнь Христа?

– Святой Амвросий Медио-ланский (это древний христианский автор), говоря о жизни Владычицы нашей на земле, так описывает дивные душевные качества Пресвятой Богородицы: «Она – Дева не только по плоти, но и по духу: смиренна сердцем и нетороплива в речи; слова Ее полны Божественной мудрости; Она почти постоянно в чтении Священного Писания...» (и действительно, на многих иконах мы видим, что Она имеет прялку и читает книгу). «...неутомима в трудах; целомудренна в беседах, говоря с людьми как пред Богом...» – то есть Пресвятая Богородица очень серьезно относилась к каждому человеку, как к созданному по образу Божию.

«...никого никогда Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеялась, но все, что ни видела, покрывала Своею любовию; из уст Ее никогда не исходило слова, не приносившего благодати; во всех делах Своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отображением внутреннего совершенства – благодати и незлобия».

Так говорит святой Амвросий. Описание святости душевной и внешнего вида Богородицы встречаем и у древних авторов Епифания и Никифора. Они описывают: «Во всяком случае Она сохраняла досточтимую сановитость...» (Она же была из царского дома Давида), «...и постоянство» – это тоже особенность царей.

«...говорила очень мало, только о необходимом и добром, – слова Ее были сладостны для уха; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь. Рост Ее был средний; цвет лица – как цвет зерна пшеничного; волосы светло-русые и несколько златовидные...» (мы помним описание царя Давида – он был белокур). «...взгляд быстрый, проницательный; глаза, цветом напоминающие масличный плод; брови немного наклоненные, темные; нос средний; уста подобны цвету розы и сладкословесные; лицо не совсем круглое; руки и пальцы продолговатые; в Ней не было никакой гордости, во всем простота, без малейшего притворства; Она была чужда всякого потворства, являя в то же время пример высочайшего смирения. Одежды Ее были просты, без всяких искусственных украшений, как о том говорит сохранившийся доселе покров Ее головы, – словом, во всем у Нее проявлялась проникавшая Ее Божественная благодать», – так повествуют Никифор и Епифаний о душевных и телесных особенностях Пресвятой Девы Марии.

Эти Предания, скорее всего, относятся к периоду, когда Ей было 50–60 лет. По поводу возраста Ее Успения существуют разные предположительные даты. Даже в Житиях Дмитрия Ростовского мы видим ссылки на авторитетных авторов, которые утверждали, что Она умерла в 64 года или в 50 с чем-то лет. Но в целом Ее жизнь не была столь длинной, как у древних патриархов – рано состоявшись в благодати, девицей из Назарета, будучи уже исполненной благодати, Она стремилась быстрее покинуть этот мир. Известно, что Ее молитвы, особенно после Вознесения Христа на Небо, были связаны с желанием присоединиться к возлюбленному Сыну. И эти молитвы, по Преданию, Она совершала на Елеонской горе. Давайте вспомним, что Елеонская гора – это и гора Вознесения, где апостолам, смотревшим, как возносится Господь Иисус Христос, два ангела сказали: «Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его, отходящим на небо», и, возможно, Дева Мария ходила туда каждый день и ждала, когда же Он вернется. Но этого не происходило, и Она стала молиться, чтобы Христос забрал Ее к Себе.

И однажды Ей является чудесное видение Архангела Гавриила, который в восточной традиции почитается другом праведных, другом пророков. Он является с райской ветвью и говорит: «Ты дождалась. Твое Успение состоится. Вот Тебе залог того, что рай уже ожидает Тебя. Сам Сын Твой придет за Твоей блаженной душой». Предания сохранили, как Богородица готовилась к Своей смерти, которая так и не стала смертью. Обычно слово «смерть» пугает нас – так вот, когда мы говорим об Успении, это другой формат перехода от этой жизни в другую. И в некотором смысле Пресвятая Дева открыла дверь, чтобы иным путем покинуть этот мир.

Мы знаем, что смерть грешника люта. Святые отцы говорили, что смерть Господа Иисуса Христа была очень тяжелой – Он умирал как взявший на Себя грехи всего мира. Но Пресвятая Дева Мария умирает как Праведница, Которая приготовила Себя к встрече с Небесным Женихом. И Предание донесло до нас, что Она молилась, чтобы в момент смерти не увидеть злых духов – такая молитвенная просьба соответствует древней иудейской традиции, когда человек, опасаясь смерти, боится встречи с какими-то существами. Давид пишет в псалмах: «Беззакония моя в день злый окружат меня...» и так далее. И тогда Сын Божий как бы посылает Ей удостоверение, что Он Сам придет за Ее блаженной душой и Она не увидит злых духов, которые действительно иногда ожидают людей при смертном одре. Ее отход от этой жизни – это залог подлинно христианской кончины. Той самой кончины, о которой мы молимся: «Господи! Пошли нам христианскую кончину». В этом смысле Дева Мария, может быть, оказалась первым человеком, который умирает таким благостным образом.

Как все-таки объяснить слово «успение» доступным языком?

– Слово «успение» надо понимать как «отдохновение». Например, в греческой традиции место захоронения дословно можно перевести как «усыпальница». Успение – как сон, как легкий переход, который напоминает не выдирание души из тела («смерть грешника люта»), а проходит незаметно.

Существует древнее Предание, что ангел смерти никак не мог забрать душу царя Давида: тот сидел и изучал Священное Писание. Сказано: «И в законе Твоем пребываю день и ночь» – изучение Священного Писания такое важное дело, что даже ангел смерти должен стоять по стойке смирно и ждать. Надо было как-то отвлечь царя Давида, и он стал плескать водой. Давид отвлекся – и ангел смерти быстро забрал его душу. Это, конечно, особый момент ухода, но, похоже, уже апостол Павел понимал, что формат смерти верующего в Иисуса Христа не тот, в каком умирают обычные люди. У Павла есть фраза: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение» – то есть кто живет мыслью о Христе, для того смерть – это приобретение. А Дева Мария после Вознесения жила мыслью о том, когда же Она опять увидит Своего Сына и сможет наслаждаться Его Ликом.

Перед Успением Пресвятая Дева хотела увидеть апостолов – продолжателей дела Ее Сына. Она сообщила Иоанну Богослову, с которым проживала в Иерусалиме, показав ему райскую ветвь, что за Ней придет Ее Сын. Иоанн Богослов сразу поспешил к Иакову, брату Господню, который был патриархом Иерусалимской Церкви, и тот оповестил всех христиан Иерусалима и окрестностей; они во множестве собрались к дому Пресвятой Девы Марии, чтобы проститься с Ней – Она действительно была центром их жизни. Помните, как сказано в Евангелии о дне Святой Пятидесятницы: «апостолы с Марией, Матерью Его».

То есть Дух Святой, благодать – это когда мы с Марией, в единстве с этой удивительной любовью к Богу, с этим залогом абсолютно правильного восстановления подобия Богу, что и произошло в Деве Марии. И вдруг совершенно неожиданно грохот на Небесах, и к дому Иоанна Богослова, который находился на Сионе, рядом с гробницей царя Давида, на облаках спускаются святые апостолы. Они не понимают, зачем их собрал Господь. Они давно не видели друг друга, обнимаются, к ним выходит Иоанн Богослов, который тоже давно их не видел, тоже обнимаются, и он сообщает им весть о том, что Дева Мария покидает мир.

На иконе видно, как святые апостолы окружают одр Пресвятой Девы Марии, а Сын Божий берет Ее блаженную душу, которая похожа на маленького ребенка, в Свои пречистые руки, чтобы забрать Ее в Царство Небесное. Две плачущие женщины – это две прислужницы, которые помогали Деве Марии, следили за порядком. Богородица подарила этим христианским сестрам, которые заботились о Ней в последние годы Ее жизни, две Свои ризы. Здесь же патриарх Иерусалима Иаков, брат Господень, который собрал христиан, организовал процессию, ведь Пресвятая Дева завещала похоронить Ее рядом с родителями и надо было нести Ее к этому месту – подножию Елеонской горы, в Гефсиманский сад – и там совершить погребение.

Что сейчас находится на месте предполагаемого погребения?

– Там находятся огромные храмы: на месте Успения и месте погребения. Насколько я помню, храмы католические, но святыни открыты для всех христиан, туда приходят молиться и армяне, и греки, и русские. Всякий желающий почтить Божию Матерь может прийти к этим местам.

Почему в иконографии принято изображать душу Богородицы в виде младенца?

– Приведу пример, связанный с Книгой Бытие, где есть раздел, который называется «Житие Сарры», и в 23-й главе мы читаем о смерти Сарры: «Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной». Это Синодальный перевод, а дословно было бы так: «Жизни Сарриной было сто лет, двадцать лет, семь лет: вот лета жизни Сарриной». Почему такое отделение? В древности предлагали такое объяснение: в сто лет Сарра выглядела по красоте как двадцатилетняя, а по чистоте своей как семилетний младенец. Это древняя экзегеза: меньшее число лет человека в определении, сколько он прожил, как бы показывает его чистоту. Помните, Христос говорил: «Будьте, как дети». То есть душа Девы Марии – не просто девочка, а младенец: это сердце было настолько преисполнено любви, что оно стяжало младенческую чистоту. И такая иконография соответствует очень древней экзегезе, которая может уходить корнями даже к временам второго Храма.

Все наше богослужение на протяжении всего суточного круга пронизано молитвословиями, которые восхваляют Пресвятую Богородицу. Но как был установлен праздник Успения? Можно ли привести историю формирования празднования?

– Когда речь заходит о праздниках, то чаще всего это связано с каким-то местом. Наверняка после того, как было обнаружено, что пещера пуста, но везде ростки свежей зелени, это место становится объектом почитания. Туда приходят на молитву, как Сама Дева Мария ходила молиться на Елеонскую гору. А через какое-то время люди принимают решение собираться в этом месте в определенный день, чтобы совершать здесь какие-то памятные мероприятия. Из Библии мы знаем, что некоторые праздники устанавливал Сам Господь. Церковь могла устанавливать праздники самостоятельно, поскольку действия ее были по принципу: «Изволися бо Святому Духу и нам», как сказано в Книге Деяний (а ветхозаветные люди не могли так говорить, ведь Дух Святой касался их, но не наполнял).

Власть Церкви устанавливает новые праздники и назначает даты, может иногда переносить, смещать их. Например, когда праздник накладывается на праздник, Церковь вправе чуть-чуть сдвинуть дату. Праздники возникают в истории. Мы знаем, что почитание Успения Девы Марии было в Греческой Церкви, в Римской, но там понятие Успения было вытеснено понятием Вознесения Девы Марии. В этом было такое логическое решение: если Ее не нашли в пещере, значит – произошло Ее чудесное восхождение на Небеса. Интересно, что, если мы берем старообрядческие, дониконовские книги, где описывается служба Успения, она составлена так, что это больше похоже на Вознесение. И в современной, сохранившейся службе Успения эти мотивы присутствуют. Но, возможно, в Православии не стали делать эти акценты.

Существует такое движение, как мариология, когда слишком большой акцент ставят на Деве Марии и даже настаивают, что Она Соискупительница. Римская Церковь даже провозгласила догмат, что Она – непорочно зачатая, то есть Сама родилась без греха. Хотя этого и не было в Римской Церкви: если открыть 3-ю часть «Суммы теологии» Фомы Аквинского, написанную им в XIII веке, то там он вступает в спор с людьми, которые считали, что Дева Мария – непорочно зачатая. Он пишет, что есть у нас (ну, какие-то диссиденты) которые празднуют непорочное зачатие Девы Марии, но, если Она непорочно зачатая, значит, Она не нуждалась в искупительной Жертве Христа, а это умаляет значение Жертвы Христа как Жертвы, принесенной за грехи всего мира, всего рода человеческого. И далее он предполагает, что Она могла не иметь личных грехов, но Адамов грех тяготеет над всем человечеством, ибо даже Давид говорит: В беззакониях зачат я, и в грехе родила меня мать моя. Это очень удивительный, авторитетный католический автор, и вдруг совершенно неожиданно он утверждает: да, такие представления есть, но это какие-то диссиденты, но серьезно это не надо воспринимать.

Сила Православия заключается в том, что мы стараемся не вводить новые понятия. Мы придерживаемся веры единой, неразделенной Церкви до 1054 года. И мы должны видеть в этом свое преимущество, а если будем вводить новые понятия... Кстати, они вводились на Константинопольских Соборах уже после разделения Церквей: то признавали бога мусульман, то не признавали, учили о разных энергиях.

Сила Православия – все-таки в сохранении той веры единой, неразделенной Церкви, когда она, что называется, дышала двумя легкими. И вот происходит трагическое разделение 1054 года (хотя, конечно, это был длительный процесс, который не тогда начался и не тогда закончился). Мы понимаем, что согласие отцов – это не aggiornamento, обновление, потребность все время обновлять свою веру. Согласие отцов – как принял, так и сохраняй: как до тебя положили, так пусть и лежит, и оберегается. То есть Церковь должна нести охранительную функцию догматов, ставить вокруг них ограду канонов, чтобы никто не мог этого разрушить.

Вы говорили, что Пресвятая Богородица избрала Своим уделом Иверию (Грузию), а что касается нашей русской страны – ведь мы знаем, что есть еще удел Пресвятой Богородицы на Афоне, в Дивееве? Каково отношение русского народа к Богоматери?

– Вы не поверите: приехал один болгарский архимандрит и стал рассказывать, что в Болгарии есть какое-то место, которое называется «Последний удел Пресвятой Девы Марии». Я спрашиваю: «А в каком смысле последний?» – «Самый благостный, самый величественный». Я не стал спорить, меня это умилило. И ничего плохого нет в том, что каждый православный народ, каждая Поместная Церковь хочет жить под Покровом Пресвятой Девы Марии.

Пресвятая Дева Мария, моли Христа Бога спастися душам нашим! Храни Господь! С праздником!

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс