Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (937) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 73

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 73

№40 (937) / 24 октября ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №39 (936)

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 73-м псалме. Он, как и прочие псалмы, имеет надписание: разума Асафу, 73. Заметим, что этот псалом не имеет слов «песня» или «псалом» в своем преднаписании лишь по одной только причине – он свидетельствует о разрушении Иерусалима через 40 лет после Вознесения Господня и по причине печальности такого исхода не имеет надписания.

Псалмопевец пророчествует об этих скорбных временах, предупреждает иудеев и как бы выражает милосердие Божие, свидетельствующее, чтобы даже в трудные минуты люди опомнились и не участвовали в распятии Господа, не предавали Его – за это будет очень сильное наказание в виде разрушения Иерусалима, сожжения иерусалимского храма и рассеивания евреев по всей земле. Очень скорбный псалом, печальный: он пророчествует именно о том, что случилось через 40 лет после Вознесения Господня.

Начинается псалом такими словами: «Вскую, Боже, отринул еси до конца? Разгневася ярость Твоя на овцы пажити Твоея?» То есть: «Зачем, Господи, Ты отверг народ свой до конца?» Здесь говорится, что Господь настолько был удивлен поведением иудейского народа, который распял Христа, что Он отвергает его до конца – окончательно. Если раньше Господь миловал этот народ, то теперь нет ему милости, раз он совершает такой грех. Но святые отцы говорят, что нет такого греха, который бы Господь не простил – и мы знаем это прекрасно из Священного Писания: если грешник кается, Господь посылает ему покаяние. Значит, здесь не от Господа идет отвержение этого народа до конца, а идет от самого народа – он не приносит покаяния, он остался в своем до конца и убежден, что распял не Христа, а одного из тех, кто пришел под именем Его, и до сих пор ждет Пришествия Христова. Но мы знаем, что уже не будет Пришествия Христова, как только Второе Пришествие, когда Господь придет судить этот мир. Поэтому уже любой, кто будет приходить под именем Христа, не будет Христос, а будет антихрист.

И святые отцы предупреждают, чтобы мы были внимательнее к своей жизни, и если Господь отвергает нас до конца, значит не Сам Господь в этом участвует, а именно мы, поскольку не хотим принести покаяние: если мы не приносим покаяния, тогда гнев и ярость на таком человеке – как гнев и ярость на всем иудейском народе, несмотря на то, что они овцы пажити (как они говорят: «Мы же Твое стадо, которое Ты, Господи, Сам стяжал»). Если мы говорим о христианах, то говорим: «…стяжал еси Кровью Твоей честной» – мы тоже овцы пажити, овцы Христовы. Иудеи также говорят: мы овцы пажити Твоея. Но это не спасает их, ведь Господь не раз предупреждал во время Своей земной проповеди, Своего земного служения: не кичитесь и не гордитесь, что вы дети Авраамовы – не по имени спасает человека Господь, а по его делам, а если дела злые, если вы сами себя отделили от Бога, то Господь и из камней создаст детей для Авраама. Действительно, языческие народы стали детьми Божиими, когда приняли Крещение, а верный, избранный народ был отвергнут до конца Господом лишь потому, что он до сих пор не понял своего падения, своего отречения от Господа.

«Помяни сонм Твой, eгоже стяжал еси исперва, избавил еси жезлом достояния Твоего, гора Сион сия, в нейже вселился еси». Пророк Давид говорит: «Господи, помяни народ Твой. Это не просто народ, который случайно вошел в общение с Тобой, это народ, который Ты стяжал еси исперва». Стяжал – это значит «приобрел». А приобрести что-то не получается просто так, нужно применять огромное усилие, чтобы что-то приобрести. Например, когда мы приобретаем дом или автомобиль, или еще какое-то имущество, мы знаем, что для этого нужно немало попотеть, потрудиться, заработать. У кого-то уходит на это почти вся жизнь, и он понимает, насколько дорогой ценой дается ему это стяжание, приобретение. Здесь говорится, что действительно нелегко было приобрести сонм Твой – весь народ. Господь немало трудился – немало и наказывал, и поощрял, и являл милость и силу Свою, и впереди этого народа шло облако, являл пророков и подсказывал этому народу во время приобретения обещанной Земли Обетованной, во всем помогал. Для Господа было все вынесено, чтобы этот народ стал народом Божиим.

Поэтому пророк говорит: «Помяни, Господи, потому что Ты избавил еси жезлом достояния Твоего». Как избавил? Избавил от рук фараоновых, вывел из египетского плена. Что еще очень важно, здесь Псалмопевец говорит о жезле, а жезл – свидетельство царства, что делало этот народ отдельным государством, отдельным царством, царственным народом. Сам Господь вселился в гору Сион: гора Сион сия, в нейже вселился еси. Все это говорится Господу, чтобы Он пощадил народ. Но Господь всегда являет милость Свою – это больше пророчество для израильского народа, чтобы он опомнился: не когда было Христово страдание, а сейчас и принял Христа. Если не примет Христа, то, естественно, ничто не спасет его, как было в прошлые времена и в прошлые века.

«Воздвигни руце Твои на гордыни их в конец, елика лукавнова враг во святем Твоем». Конечно, иудеи и плачут, и сетуют, что римляне захватили Иерусалим и своею гордыней возносятся. Они говорят: «А где их Бог, Который всегда им помогал?» Они стали гордиться и возвеличиваться своей силою, своими земными успехами, тем, что они могут и захватить этот град, и уничтожить храм Господень.

«И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего: положиша знамения своя, знамения, и не познаша». Здесь Псалмопевец говорит, почему иудеи наказаны и почему наказаны именно в день праздника. Почему такая гордыня была у римлян, когда они захватили Иерусалим и уничтожили храм? Они именно во время праздника пасхи – священного праздника, когда иудеям запрещалось и трудиться, и воевать, именно во время песаха (пасхи), когда народ собрался праздновать священный праздник, – окружили Иерусалим и взяли его, когда не мог народ обороняться во время праздника.

Почему Господь попустил, что именно в это время происходит падение Иерусалима? Ведь всегда в эти священные дни Господь защищал народ и не попускал никаких войн – попускал лишь в дни, когда народ мог обороняться, защищать себя. А в священные дни, как суббота, и в праздничные дни Господь сохранял этот народ от таких бедствий, зная, что он не преступит того Закона, который Сам Господь дал этому народу. Но здесь попускает: отошла благодать, во время пасхи предается Христос, во время пасхи распинают Христа и творят великое зло. Именно за это Господь и попускает наказание для иудейского народа. Поэтому положили знамения римляне в виде своих знаков и свидетельствовали: смотрите, мы уничтожаем этот город, уничтожаем и сжигаем этот храм, и вы ничего не можете сделать. Исполняются слова, которые Господь сказал о граде Иерусалиме: «Когда увидите здесь мерзость запустения, то покиньте этот город и уходите в разные стороны».

«Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша». Здесь говорится, каким образом падет Иерусалим. Давид пророчествует, что римляне возьмут топоры, секиры, которыми дубравы порубаются, то есть лесные массивы вырубаются, и таким же образом снесут все деревянное, что защищает Иерусалим, будут разрублены ворота, защищающие Иерусалим, и будут снесены кровли домов иерусалимских.

«Двери eго вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и». То есть все каменные сооружения будут разрушены сечивом и оскордом – теми инструментами, которыми обрабатывается камень. Именно ими будут разрушены стены и другие каменные постройки в Иерусалиме.

«Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имене Твоего» – будет огнем сожжен иерусалимский храм и осквернено святое место: оно будет разрушено, попрано язычниками. Вот такое скорбное пророчество возвещается в этом псалме.

«Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли». Южúки – это союзники, они тоже будут говорить: «Давайте уничтожим храм, давайте уничтожим возможность празднования праздников Божиих, которые были праздниками иудеев – ведь Бог отступил от них, не явил Своей силы во время праздников, и если и дальше праздновать эти праздники и поклоняться истинному Богу, тогда и мы подпадем под такое же наказание – наши города будут разрушены, и мы также будем уничтожены в таком же бесчисленном количестве, как были уничтожены иудеи во время праздника пасхи». Надо помнить, что в праздник пасхи иудеи собирались от всех концов земли в Иерусалим, чтобы праздновать этот священный праздник в иерусалимском храме, это было бесчисленное количество людей. И здесь было очень много убитых, пострадавших – спаслись некоторые, но не все (об этом мы скажем чуть позже).

«Знамения их не видехом: несть ктому пророка, и нас не познает ктому». Да, не было знамений, то есть Господь не дал никакое знамение, не предупредил их, что идет такая беда на их город, на их народ: вся благодать Божия отошла после того, как они распяли, предали Христа, и этот народ остался заключенным тем пророчеством о нем, которое сказал Господь: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Не плачьте обо Мне, – говорит Господь, – плачьте о себе и о чадах ваших. Если не все, кто был свидетелем распятия, за 40 лет дожили до этого времени, то некоторые из молодых дожили до этих времен, дожили их дети. Поэтому Он говорит: плачьте о себе и о чадах своих. «Несть ктому пророка», то есть Господь уже отымает в это время пророков: после Христа Спасителя уже не было пророков на земле. Последний пророк – Иоанн Креститель. После распятия Господа, после Его Вознесения не дается этому народу пророка, отымается пророчество – отнимается благодать: нет истины, нет правды. Истина и правда были отвергнуты этим народом.

«Доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли». Здесь опять вопль народа иудейского. Псалмопевец Давид пророчествует, какой будет вопль: доколе, Боже, поносит враг? Раздражит противный имя Твое до конца? То есть: «Почему Ты допускаешь, что римляне поносят имя Твое до конца (то есть до последней минуты)? Почему Ты отвращаешь руку Твою, то есть внимание Твое от нас, не защищаешь нас десницею Своей?» Руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец? Недра – это всегда богатства: Господь от Своего богатства всегда раздавал благодать этому народу, и этот народ не имел ни в чем нужды. Даже когда не было воды – пустыня давала воду, когда не имел еды – пустыня давала манну. Когда был враг, Господь давал силу и такую мудрость, чтобы победить врага, защитить и освободить обетованную землю… Сейчас Господь удерживает руку Свою, удерживает десницу Свою и больше не дает Своей благодати.

Поэтому такое поношение терпит народ до конца; он не увидел очень важного и главного, о чем дальше пророчествует Псалмопевец: Бог же, Царь наш, прежде века, от века Бог – Царь наш, и Он содела спасение посреде земли. Когда мы бываем в иерусалимском храме, мы видим знак напротив Кувуклии – его очень часто называют «пуп земли»: он обозначает, что здесь середина земли, в Иерусалиме – содела Господь, согласно пророчеству царя Давида, спасение посреде земли. Некоторые святые отцы говорят, что это пророчество именно о Христе, Который соделал спасение в Иерусалиме, и Иерусалим называют серединой земли. Другие говорят, что посреде земли означает «по всей земле», то есть оно относится ко всей земле, ведь Господь соделал спасение для всего рода человеческого.

«Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским». Мы знаем, что пророчества Давида и христологичны, и в то же время относились к определенным моментам истории жизни избранного народа. Здесь говорится и о фараоне, и о вавилонском народе, в порабощении которого был народ. Но больше всего святые отцы говорят, что Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стер еси главы змиев в воде – Ты стер грех человеческий в воде. И если говорим о море, которое поглощает в себе бездну грязи, нечистоты, то святые отцы говорят, что таким величеством и такой очищающей силой обладает Крещение, и море – это, конечно, Крещение: в нем омывается грех человеческий – в крещальной воде человек омывается от греха, который потопляется в этой воде. «Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским» – Ты сокрушил главу врага рода человеческого, дьявола; в брашно – то есть в поношение всякого греха. Ведь чем питается враг рода человеческого? Он питается грехом человеческим. И когда люди Ефиопские, то есть язычники, принимают Крещение, они не дают возможности врагу рода человеческого питаться грехом, ибо их стремление направлено к добру и к исполнению заповедей Божиих.

«Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки ифамския». Здесь говорится, что было иссушено все ветхозаветное учение: пророчества устарели, уже исполнились и не имеют силы. Новые потоки Господь уже дает, и эти потоки явлены в новом Учении – Господь распространяет по всей земле новое Учение, которое Он принес.

«Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я». Здесь говорится, что все принадлежит Богу. Господь всем повелевает – и днем, и ночью, Он дает светила земли и сотворил свет прежде солнца. Он обладает и временем. Все подчиняется Господу.

«Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое». Безумные люди – это те, кто поносит имя Божие. Кто поносит имя Господа? Это иудеи, которые по сей день не прияли Христа. Тем самым они навлекли на себя проклятие и в нем пребывают даже до сегодняшнего дня.

«Не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца». Здесь очень хорошо говорит Псалмопевец: «…не предаждь зверем душу, исповедающуюся Тебе», то есть тех, кто остался верен Тебе, ведь не все были не верны, но некоторые приняли христианство, послушали святых апостолов. Мы помним, как от апостольской проповеди Петра сразу уверовали несколько тысяч человек в Иерусалиме, они стали христианами – об этих людях и молится псалмопевец Давид, чтобы их Господь сохранил, и они были сохранены учением, уже не праздновали пасху ветхозаветную, а праздновали новую Пасху. И они не собирались в Иерусалим, а расходились по всем концам земли, проповедуя о Воскресшем Господе.

«Призри на завет Твой: яко исполнишася помраченнии земли домов беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамлен: нищ и убог восхвалита имя Твое». Кого здесь Псалмопевец называет нищим и убогим? Так называются христиане, которые приняли христианство и стали нищими для этой жизни, для этой земли, поскольку восприняли смиренномудрие и стали духовно богатыми.

«Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну». Такими не очень радостными словами заканчивается псалом, ведь сам по себе он очень скорбный. Здесь нет какого-то воззвания к Господу, исповедования Его, благодарения Ему, но некая просьба: не забуди гласа молитвенник Твоих (тех, которые любят Тебя, которые обращаются к Тебе), ведь гордыня ненавидящих Тя взыде выну – тех римлян, что будут радоваться и смеяться, взяв Иерусалим, и взяв во время праздника, а что Бог не защитил народ; они будут превозноситься и говорить: где Бог ваш? – просьба, чтобы не было такой скорби и чтобы не умножились беззакония этих людей. Но надо помнить, что Иерусалим пал по причине увеличения беззакония и предательства, распятия нашего Господа.

Еще раз повторю, псалом не имеет в преднаписании, что это псалом, песня, по причине горестного пророчества. Псалмопевец пророчествует от Лица Господа – предупреждает народ не только что придет Спаситель на эту землю, как, в какой среде, от какого рода произойдет, но и о том наказании, которое последует за предательство, за участие этого народа в распятии Господа. И за то, что это совершится в Иерусалиме, он стал городом наказания от Господа: Господь пророчествовал об этом Сам, и все эти пророчества исполнились до конца.

Храни вас всех Господь, дорогие братья и сестры, и до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс