Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (942) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоразумное отношение к информации

Протоиерей Димитрий Беженарь: Благоразумное отношение к информации

№45 (942) / 1 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Благоразумное отношение к информации». У нас весной было две беседы с похожим названием – «Рассудительное отношение к информации». Почему эта тема актуальна и сегодня?

– Тема более чем актуальна, ведь мы живем, по мнению многих духовно опытных людей, современных епископов, священников, в очень загазованной информационно атмосфере – именно такую фразу можно употребить, когда информация так давит на человеческую душу и ее так много, что человек не успевает (даже 24-х часов в сутки не хватает!) эту информацию переосмыслить. А уж тем более, подобно мудрой пчеле, выбрать то, что тебе действительно полезно. Живя в такой обстановке, необходимо очень осторожно относиться ко всему, что мы видим, слышим – как говорил еще в ветхозаветные времена праведный Иов, научиться положить завет с очами своими: не все смотреть, ведь не все полезно для души, не все слушать, как бы завет с ушами своими положить, и наипаче положить завет со своим языком. Как говорит святой апостол Иаков в Соборном Послании, все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Фон этой студии – Троице-Сергиева лавра, где как раз в этом году мы сподобились прощаться с двумя великими подвижниками веры. Архимандрит Кирилл перешел в вечную жизнь в феврале после своего страдальческого, многотрудного подвижнического пути. А недавно, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, перешел в вечную жизнь на 90-м году жизни архимандрит Наум. Два великих старца, которые, без преувеличения можно сказать (думаю, все вы, дорогие друзья, телезрители, согласитесь со мной), сделали для Православия больше, чем кто бы то ни было. По крайней мере, во второй половине ХХ века, если говорить в масштабах города Сергиев Посад, где жило очень много духовных чад этих старцев. Два великих светильника… Сейчас, когда они уже предстали перед Богом, закончили поприще своей временной жизни, нам полезно еще раз оглянуться и посмотреть, какое наследие они нам оставили. А они единогласно призывали: читай чаще Евангелие, изучай его и старайся жить по Евангелию. Старайся меньше узнавать то, что неполезно душе. Лучше, чтобы твой ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, плавал в словах Священного Писания. То есть читай Святое Писание (в первую очередь Евангелие) чаще, чтобы душа, сердце, ум постоянно были направлены к тому, как жил Господь Иисус Христос, какие Он творил чудеса, наипаче чему Он учил. Чтобы мы полюбили Господа, полюбили Священное Писание.

Сами понимаете, дорогие друзья, что в информационном потоке, в котором живет человек, многие современные люди говорят: мне даже некогда читать Евангелие, святых отцов. Поэтому и хочется сегодняшней нашей беседой напомнить о необходимости бережного, благоразумного отношения к информации и о выборе, подобно мудрой пчеле, того, что полезно.

Вы правильно сказали, что мы живем в эпоху информационной «загазованности». Даже слова старцев, оставленные нам в наследие, порой искажаются и перемешиваются с собственными комментариями.

–...фантазиями и так далее.

Как отделить одно от другого?

– Видите ли, в чем особенность: враг нашего спасения, дьявол, прекрасно понимая (намного лучше, чем мы) ценность совета духовно опытных людей, делает так, что даже слова духовно опытных подвижников искажаются – в частности, таких, какими были архимандрит Кирилл, архимандрит Наум, отец Николай Гурьянов, тоже подвижник нашего времени, отец Иоанн (Крестьянкин) и многие другие. Люди, даже соприкасаясь с ними, общаясь, получая от них совет, порой через некоторое время эти советы, слова перетолковывали, добавляя свои фантазии, свое осмысление. И получалось так, что от мудрых слов самого старца, слов, которые шли от жизненного опыта, практически ничего не оставалось.

Хочу привести пример из собственной жизни – может быть, он будет интересен. Когда еще я учился в Московской духовной семинарии, однажды у одного хорошего знакомого, уже пожилого мужчины, начались некоторые проблемы в духовной жизни. Ему начали являться какие-то явления, сновидения, они очень поколебали его внутреннюю духовную жизнь. Явления были такие, от которых он недоумевал. Приходские священники посоветовали этому человеку приехать в лавру, пообщаться с кем-то из старцев – с отцом Кириллом или отцом Наумом. А я как раз учился в семинарии и помог этому человеку поселиться в гостинице.

Был конец Рождественского поста. На наше счастье, приехал архимандрит Кирилл (тогда он уже реже приезжал в лавру, это середина 90-х годов). Естественно, великая радость братии, множество духовных чад батюшки... Пришли мы на всенощное бдение, которое как раз проходило в трапезном храме. Началась служба. Сначала в алтарь заходила исповедоваться братия лавры, потом духовенство. И только к концу всенощного бдения, когда уже начали читать первый час, мы с этим мужчиной имели возможность подойти непосредственно к отцу Кириллу. Человек тот подошел с живым, глубоким сердечным желанием все, что старец скажет, исполнить. И вот мы подходим вместе, он буквально в нескольких словах рассказывает о своей проблеме, своих видениях, о том, что с ним происходит. Отец Кирилл с некоторой улыбкой поднимает руку, благословляет его, аккуратно возлагает руку ему на голову и с доброй улыбкой говорит: «Прекрати ты все свои проповеди и чаще исповедуйся». Мужчина берет благословение у старца, через секунду отходит, сразу подходит другой человек...

Заканчивается всенощное бдение, мы вместе выходим. Этот мужчина окрылен, он радостный, что встретился со старцем, получил от него ответ. Проходит буквально 3–5 минут, и вдруг этот мужчина, изменившись в лице, говорит: «А как же теперь, не проповедовать больше Евангелие? Надо же в мире проповедовать Евангелие!» Я от неожиданности к нему поворачиваюсь и говорю: «А при чем здесь Евангелие?» – «Ну как же, теперь не проповедовать слово Божие?» – «А при чем тут слово Божие? Вам старец сейчас что сказал? Буквально следующее: „Прекрати ты все свои проповеди и чаще исповедуйся“». Он говорит: «Да, да, именно так и сказал». Я советую: «Возьмите лучше сейчас ручку и бумагу и запишите сразу слова старца, пока они свежи в памяти. И этот листочек со словами старца положите в паспорт или в молитвослов, чтобы неизменны остались эти слова. Старайтесь их воплощать в жизнь».

«Прекратить свои проповеди» – что это значит? Не надо путать проповедь Евангелия, слова Божии и наши собственные фантазии: когда мы проповедуем свои фантазии под видом проповеди Евангелия, естественно, вступают в действие духовные законы, и начинают нам из духовного мира, но со знаком «минус», являться видения, сновидения, какие-то голоса, откровения – так человек скользит в область прелести, лжедуховности. Примеров огромное количество в современной жизни, когда люди что-то слышат, видят и потом уже с горячим эгоизмом отстаивают свои видения, якобы отстаивая Православие.

Это был очень интересный эпизод в моей жизни, пример того, как быстро враг нашего спасения может украсть из ума и сердца человека даже мудрые слова подвижника, духовника, с которым ты имел честь только что встретиться. Поэтому позвольте, дорогие друзья, маленький добрый совет дать тем, кто пожелает его принять. Если вам посчастливилось когда-либо поговорить с духовно опытным пастырем, священником, задать какой-то вопрос, постарайтесь сразу же записать его слова. Например, как появилось духовное наследие преподобного Паисия Святогорца, с которым мы имеем возможность знакомиться в замечательных книгах, читать, изучать, по возможности воплощать в жизнь? По благословению матушки игумении монастыря Святого Апостола Иоанна Богослова все сестры после встреч со старцем, когда он и со всеми беседовал, и с каждой лично, сразу же стенографировали, записывали, что им ответил старец Паисий. Таким образом систематизировалось и собралось это богатое духовное сокровище, которым мы и сейчас питаем свою душу. Вот как важно дорожить словами духовно опытных людей.

Если мы находим слова духовно опытных людей в различных источниках – книгах, передачах, фильмах, как отделить искажение истины? Может быть, автор исказил...

– Это можно на наших примерах узнать. Представьте себе, Дионисий, что вы вашему другу по секрету расскажете интересный случай из своей жизни. Ваш друг передаст следующему, тот следующему, и каждый из них без всякого злого умысла что-то добавит, убавит, приукрасит, чуть-чуть добавит соли или соуса своего осмысления. Может так случиться, что рассказ, которым вы поделились с другом, пройдет через 10–15 ваших друзей, придет к вам, а вы его не узнаете. Так ведь происходит?

Таково, к сожалению, свойство нашей поврежденной природы, что мы, думая что-то приукрасить, исправить, порой искажаем суть. Поэтому и дорого читать чаще Священное Писание и святых отцов Церкви, чтобы просвещался ум. А когда ум просвещается и сердце очищается, то уже легче отделить пшеницу от плевел. Сразу почувствуете разницу.

Известен такой случай. Молодой человек 26-ти лет очень категорично отказался от документов, от работы, не хочет создавать семью или принимать монашество и говорит, что таким образом он взошел на крест. К этому он призывает других людей. Родители его, мягко говоря, в недоумении. Может быть, Вам известны подобные случаи. Как общаться с такими людьми?

– Увы, к сожалению, известны такие случаи, когда люди (и не только молодые – и средних лет, и имеющие значительный жизненный опыт за плечами) ставят себя в оппозицию и современным документам, и вообще Церкви. Таким образом, самочинно призывают других взойти на крест, на который идут сами.

По поводу документов я бы сейчас не хотел говорить: это отдельная, очень непростая и по-своему глубокая тема. Может быть, мы об этом отдельно бы поговорили. А я бы хотел в этой ситуации, с которой мне приходилось сталкиваться, обратить внимание вот на что. Как правило, такие люди призывают всех взойти на крест за собой. Человек убежден, что он монашеского креста нести не хочет, креста супружеской жизни тоже не хочет нести, считает, что времена уже последние, поэтому надо идти на мученичество. Самый главный вопрос: если человек искренне (а всегда хочется верить, что он искренне так думает) убежден, что таким образом он восходит на крест, то ему надо вспомнить, что святые отцы Церкви однозначно говорят: свой крест спасает нас, когда мы соединяем его с Крестом Христовым.

Об этом очень ярко и образно говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). У него даже есть одна проповедь, как раз в Неделю Воздвижения Святого Креста Господня (дорогие друзья, если вы желаете, можете ее почитать), в ней он поясняет, что такое крест христианина и когда он спасительный. Святитель Игнатий подчеркивает, что обычно, чаще всего, мы не хотим понести свой крест, а ищем кресты более легкие: нам кажется, что у других людей кресты более легкие. Но поиск легких крестов – это проявление эгоизма, маловерия и недоверия Богу.

Но есть и другая крайность, на которую толкает враг. Это попытка взять крест выше сил, вымышленный, то есть крест нашего собственного воображения. В ситуации, о которой вы сказали, как раз похоже на это: человек свой вымышленный крест мученичества на себя возлагает и хочет за собой повести других. В подобных ситуациях, как правило, близкие в недоумении; как вы правильно отметили, пытаются такого человека уговаривать. Священники, если возможность есть, уговаривают, но человек думает, что он взошел на голгофу, и никого не слушает.

Тут еще очень важный нюанс. Если ты считаешь, что восходишь на голгофу, посмотри, как взошел на Голгофу Господь наш Иисус Христос, наш Подвигоположник, за Которым мы должны идти.

Господь Иисус Христос преждевременно на страдания не шел. Если мы подробно почитаем Евангелие – был момент, когда после проповеди Спасителя в Капернауме иудеи наклонились, взяли камни, хотели Его побить камнями, и Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Господь им отвечает, и дальше написано: пройдя посреди них, удалился. То есть когда не было воли Божией, Господь Сам на страдания не шел. Именно тогда, когда была воля Небесного Отца, чтобы была принесена единственная Искупительная Жертва, тогда Господь взошел на Крест.

И, взойдя на Крест тогда, когда была воля Божия, находясь на Кресте, как Господь Себя вел? Он молился Отцу Небесному за распинателей, которые находились внизу. Говорил: «Отче, прости им, не ведают, что творят». Казалось бы, если по-человечески рассуждать, Он молился за тех, кто не достоин молитв, кто Его о молитве не просил – не ждали от Него никаких молитв, только глумились и говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста, и мы в Тебя уверуем». Господь молится о них, то есть Его любовь простирается на этих людей. Взирая на Свою Пречистую Матерь, Господь и о Ней заботится, Ее вручает попечению апостола Иоанна Богослова, а все искупленное человечество вручает Ее материнской молитве.

А посмотрите, как поступает человек, восходящий, как он сам считает, на свой собственный вымышленный крест, который его воспаленное воображение ему построило. От документов отказываешься – ну да, это отдельная тема. Конечно, работать не хочешь или уже не можешь в силу того, что нет документов. В социуме работать не можешь. Пока живы родители или другие близкие родственники, они, может быть, и не разделяя твоего энтузиазма, тебя не оставят умереть с голоду, это понятно. Супружеского креста нести не хочешь, монашеского тоже.

Насчет монашеского креста не дерзаю говорить, но могу предположить, что человеку, живущему в режиме монашеского послушания, богослужения, келейного правила, послушания, некогда, например, сидеть в интернете и проповедовать. Про супружескую жизнь, особенно когда многодетная семья, точно могу сказать: нет времени совершенно, порой даже грешить некогда, по-крупному грешить некогда. Вы не встретите многодетного отца или многодетную мать, чтобы она сидела на своей страничке, без конца посты выкладывала и призывала всех идти на мученичество за собой – «не ходите туда, уходите из Церкви…». Когда открываешь страничку такого человека, видишь, в какое время он был. В то время, когда верующие люди на богослужении – например, родительская суббота. Когда люди на службе, получается, он сидит в интернете и собирает посты со своими пламенными призывами взойти на крест. Когда люди на Божественной литургии, он опять, оказывается, сидит в интернете.

Господь Иисус Христос, находясь на Кресте, молился за людей, а ты, получается, и трудиться не хочешь, креста супружеского нести не хочешь, монашеского не хочешь, а только сидишь в интернете. Хороший крест, как вам кажется, дорогие друзья? Интересный крест. Вопрос в том, спасительный ли он.

Как определить настоящий, невымышленный крест?

– Невымышленный крест – тот, который Господь тебе предлагает подъять на свои рамена и понести. Тот крест, который наш, – это добровольное, терпеливое несение насмешек, оскорблений, недопонимания, обид, огорчений и ближних, и дальних: все то, что на жизненном пути будет неизбежно, хочешь или не хочешь.

Внутренний крест – это терпение самого себя. Терпение не в том смысле, что самому себе все прощать, а когда все больше и внимательнее ведешь духовную жизнь, благодать Божия открывает тебе собственные страсти (даже не сразу, а постепенно), и ты увидишь, какими только чудовищами не наполнено твое сердце, именно страстями. И вот – терпеливо бороться с этими страстями. Самого себя просто не вычеркнешь, не исправишь себя. Терпеливая борьба с самим собой – это тоже внутренний крест.

Терпеливое несение болезней, которые тоже Господь попускает на жизненном пути. Нет человека, который был бы совершенно здоров. Как иногда шутят мои знакомые православные врачи: есть люди необследованные, а здоровых нет. Нет человека совершенно здорового, и вот терпеливо нести крест болезни – это именно твой крест. Он у каждого свой. Не придумывать себе, не идти на вымышленное мученичество, когда тебя к этому не призывают. Кстати говоря, дорогие друзья, в продолжение ответа на предыдущий вопрос: даже в истории Церкви мы знаем случаи, когда человек, самочинно пойдя на мученичество, при виде орудий пыток надламывался и отрекался от Христа. То есть благодать Божия отступает от гордеца, и он сам выдержать мук не может.

Еще вопрос: о благоразумном отношении к количеству информации. Сейчас очень большой поток различных книг, фильмов, передач – может быть, человек из лучших побуждений хочет что-то и почитать, и посмотреть, но у него не остается времени эти благие мысли, благие идеи воплотить в жизнь. Как установить необходимую меру информации?

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: если читаешь святых отцов, надо читать тех, которые говорят о том образе жизни, что ты ведешь. Если ты в общежительном монастыре, – читай тех отцов Церкви, которые учили, как спасаться в общежительной обители. Для отшельников – читать произведения тех, кто стал отшельником.

Для живущих в миру (основная масса людей живет в миру) – читать тех святых отцов, которые учили спасаться живущих в миру. В частности, это святитель Иоанн Златоуст, его замечательные проповеди. Читать многих подвижников веры нашего времени – игумена Никона (Воробьева), преподобного Паисия Святогорца, воспоминания отца Иоанна (Крестьянкина) – даже была неоднократно издана книга его писем. То есть читать то, что полезно.

Надо уподобиться мудрой пчеле. Пчела понемножку берет с каждого цветка. Она, когда садится на цветок, не собирает весь нектар с этого цветка, а берет немножко и относит его, потом прилетает и еще берет немножко. Главное – не обилие информации, а то, чтобы ее применять в жизни и исправляться.

Например, преподобный Паисий Святогорец, когда отвечал людям на вопросы и видел, что люди просто задают вопросы, но не собираются применять их в жизни, иногда с глубокой скорбью вздыхал и говорил: я удобряю песок. То есть говорю, а мои слова уходят, как вода в песок. Человек послушал, потешил свое тщеславие, потом вернулся и сказал: я был у геронды Паисия, он мне сказал то-то… И дальше человек фантазирует, говорит: он оправдал мой образ жизни. Вот и все. Поэтому – лучше дозированно, но применять к жизни.

Спасибо Вам большое! Я знаю, Вы хотели еще процитировать...

– На прощание, дорогие друзья, хочу вам зачитать одно интересное высказывание, наставление преподобного Паисия Святогорца. Пусть оно окрыляет, согревает вашу душу и укрепляет вашу веру. Вот как говорил преподобный Паисий о пользе доброго общения: «Будьте между собой дружны и согласны, будьте духовно подготовлены и отважны, будьте единым телом и ничего не бойтесь. Помогает и Бог. Возделайте духовную любовь, имейте ее такой, какую питает мать к своему ребенку. (У матери к ребенку жертвенная любовь.) Пусть отношения между вами будут братскими, пусть живет среди вас жертвенность. А трудные дни мы потихонечку переживем.

Мы, монахи, понятно, уходим из мира и оставляем знакомых и родных ради того, чтобы войти в великую семью Адама и Бога. Но миряне должны поддерживать отношения с живущими духовно родственниками и знакомыми для того, чтобы помогать друг другу. Если христианин, подвизающийся среди мира, поддерживает связь с людьми духовными, то ему есть на кого опереться. Как бы духовно ты ни жил, добрый круг общения (особенно в наше время) необходим.

Связь с людьми духовными очень (даже в большей степени, чем духовное чтение) помогает христианину, потому что эта радость духовного союза пробуждает в нем сильное рвение к духовным подвигам. Хорошо также, если и на работе, на службе духовные люди знакомы друг с другом для того, чтобы они могли друг другу помогать. Например, среди сотрудников может возникнуть какая-то проблема, и понадобится взаимная поддержка. Если люди духовные не знают друг друга, то они могут и не решиться заговорить между собой».

Вот видите, дорогие мои друзья, как важно духовное общение. А православный телеканал «Союз» – это и есть возможность для духовного общения. Можете смотреть эти передачи, можете позвонить и задать вопрос, можете просто послушать. Духовное общение позволяется благодаря этому удивительному телеканалу. Поэтому мы вас и призываем, дорогие друзья, если у вас есть возможность, поддержите телеканал «Союз», чтобы это духовное общение продолжалось дальше и дальше. Храни вас всех Господь!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс