Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (957) → Игумен Флавиан (Матвеев): О молитве

Игумен Флавиан (Матвеев): О молитве

№12 (957) / 20 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Много лет наши зрители утром и вечером молились вместе с Вами, читая утреннее и вечернее правило, и эта молитва так полюбилась нашим зрителям, что необходимость новой съемки, в связи с обновлением картинки (телеканал «Союз» перешел в формат 16:9), вызвала целый шквал звонков – люди вопрошали: «Где отец Флавиан? Почему его нет? Почему мы не можем привычно вместе с ним помолиться?». Не так давно, по многочисленным просьбам наших зрителей, с Вашим участием записали Последование ко святому Причащению, которое в нашем эфире зрители могут видеть по субботам и вместе молиться…

Предлагаю поговорить, что важно для каждого из нас (и монашествующих, и мирян): как настроиться на молитву, как сосредоточиться на ней и сделать так, чтобы, читаемая по книге молитва была не «вычитыванием», как ее еще называют, но искренней и сердечной?

– Во-первых, нужно именно к домашней молитве – утренней, вечерней и творимой на протяжении дня – относиться как к большому духовному труду, духовному деланию: когда мы приступаем к какому-то делу, мы его планируем, понимаем, как оно должно совершаться, контролируем процесс, наблюдаем за собой; это же нужно делать во время молитвенного правила – ему нужно уделять определенное время и определенное место. Конечно, это должно быть самое спокойное и тихое место, где человек может полностью сосредоточиться именно на этом духовном труде. Все аспекты важны – время, место, осознание необходимости, подготовка.

Есть некоторые христиане, читающие молитву о даровании молитвы перед началом совершения молитвенного правила – потом они выдерживают паузу и после этого начинают молиться. Таких молитвенников тоже можно понять… И, наконец, важен самоконтроль, когда мы во время молитвы внимательно наблюдаем, чтобы ум, как говорил святой преподобный Иоанн Лествичник, буквально плавал в словах молитвы: чтобы это было неразрывным соединением молитвенного слова и следования за ним нашего ума. Тогда дело молитвы пойдет человеку на пользу.

Конечно, человек может относиться к молитвенному труду по-разному, в зависимости от того, какое у него настроение, насколько ему это полезно и как считает его духовник. Образ совершения молитвы может быть такой, что человек молится, что-то читает, мысль отвлеклась, – надо возвращаться и продолжать. Так человек прочитывает определенное количество молитв и на этом заканчивает. Но временами полезно молитву совершать в виде упражнения или посвящать упражнению в молитве какое-то отдельное время. Если ум отвлекся, человек начинает молитву заново или с того места, где он отвлекся.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Когда мы готовимся к Причастию, вычитываем правило – Последование ко святому Причащению. Там есть канон, после которого получается очень много молитв, а я очень плохо вижу и вычитать эти молитвы мне очень и очень сложно. Достаточно ли канона? Или только какие-то отдельные молитвы можно вычитать? Как быть? Наизусть я их не помню, их очень много».

– Я вас понимаю. Но раз вы зрительница телекомпании «Союз», то, по крайней мере накануне воскресного дня, можете прослушать Последование ко святому Причащению. Дмитрий об этом уже сказал. С другой стороны, всегда можно обратиться к кому-то из христиан, чтобы кто-то помог с прочитыванием Последования. Интересно даже бывает, когда больным и слабым помогает кто-то более сильный – это позволяет навести мосты, завязать новые знакомства внутри приходской общины. Всегда бывает так, что находятся люди, у которых есть время, чтобы прийти и потратить час, чтобы вместе помолиться. А на следующий день, вполне возможно, они вместе и причащаются.

Еще есть возможность использовать MP3-плеер, чтобы прослушать Последование ко святому Причащению в виде аудиофайла. Собственно говоря, разница здесь небольшая: по телевидению человек видит картинку и слышит чтение молитв, а здесь человек будет только слышать. Наверняка в приходе найдутся технически подкованные христиане и помогут с этим делом. Главное, не стесняться обратиться, и добрые люди всегда найдутся.

Вопрос телезрительницы: «У нас в храме очень быстро читают Шестопсалмие, а когда 40 раз говорят «Господи, помилуй!», как барабанщики бьют: и непонятно, и отвлекает от молитвы. В общем, вслушиваешься – и просто раздражение какое-то. Я обратилась к настоятелю с просьбой, чтобы помедленнее читали, а теперь смущаюсь: имела ли я право обращаться к нему с этой просьбой?».

– Вы, ради Бога, не смущайтесь, настоятель ведь для того и нужен – следить, чтобы в духовной жизни прихода и в совершении богослужения, как говорится в Священном Писании, все было благопристойно и чинно. Поэтому если вам показалось, что есть какое-то уклонение от чинности совершения богослужения, вы обратились к настоятелю именно по адресу.

Но прежде чем обращаться к настоятелю, возможно, следовало бы обратиться к чтецу, чтение которого вам показалось слишком поспешным. В Евангелии Христос Спаситель преподает нам такое правило разрешения споров, недоумений, разногласий: «Если согрешит против тебя брат твой, обличи его наедине. Если не послушает, возьми еще одного или двух и при них постарайся разобраться в этом вопросе. Если и их не послушает, скажи Церкви. А если Церкви не послушает, то будет тебе как язычник и мытарь». Вот это правило нам, христианам, нужно стараться соблюдать неукоснительно. И если бы вы изначально обратились именно к чтецу, чтение которого вам не нравится, то вы поступили бы немного лучше, чем так, как сложилось в данной ситуации.

Но, так или иначе, обращение к настоятелю – это обращение по адресу: именно настоятель должен следить за тем, как совершается богослужение в храме.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «У меня большая проблема. В этом году мне исполнится 60 лет, я уже немолодая женщина, и у меня всегда такое борение: я молюсь, а меня леность одолевает, преследует. Молюсь и днем, и в храме на утренней и вечерней службах. Я уже пыталась читать молитвы, чтобы Господь мне подал исцеление от лености, рассеянности на молитве, но все равно тяжко. Я сама себя постоянно укоряю в этом. И борюсь, такое у меня борение – и не у меня одной. Эта леность как бы все затмевает, когда пытаешься молиться…».

– С одной стороны, хочется посочувствовать такому обращению, а с другой – порадоваться за человека: человек отчетливо понимает свою немощь и скорбит, и переживает, и пытается ее преодолеть. И самое главное, что это не простое следование традиции, а именно неравнодушное отношение к тому, что происходит внутри тебя. Это и есть духовная работа. Это свидетельство, что духовная работа происходит. Дай Бог, чтобы было и в дальнейшем такое же отношение, чтобы в духовной жизни стараться не жалеть себя, а продолжать в том же духе, продолжать настраиваться на молитвенный лад.

Важно понимать, что даже духовный неуспех, какая-то неудача в молитве (когда человек отчетливо сознает: да, молитва не получается, это не то, к чему я стремлюсь) научают человека смирению. И человек понимает, что даже если в молитве будет неуспех, то немножечко, капелька за капелькой, будет прибавляться смирение, – а это уже хорошо. Духовная жизнь в общем и целом – это труды и неравнодушное отношение к тому, что происходит внутри, в сердце. Поэтому за христианку, которая позвонила, хочется порадоваться.

Существует мнение: если читаешь молитву, а ум уходит в сторону и рассеивается, надо помолиться своими словами, воззвать ко Господу с тем, что есть на душе. А еще Павел в социальной сети «ВКонтакте» спрашивает: «Можно ли мирянам заменять утренние и вечерние молитвы Иисусовой молитвой?».

– Что касается молитвы своими словами, то она должна быть в первую очередь молитвой о насущных духовных проблемах, о духовных бедах, сопровождающих человека, о греховных состояниях, с которыми человек не может справиться, о проблемах во взаимоотношениях с ближними, о разладе внутри себя – о том, что не так во взаимоотношениях с Господом. Именно со своими насущными проблемами обязательно нужно обращаться ко Господу и в конце утренних, и в конце вечерних молитв – те молитвы, которые мы имеем в качестве образца утренних и вечерних молитв, задают общий тон. Но человек должен понимать, что внутри него происходят эти беды. И так просто проблемы не пройдут, если с ними не бороться и не привлекать к борьбе союзником Самого Господа Бога – они не минуют сами собой, нужно бороться и просить, чтобы Господь помог именно так и именно в тех обстоятельствах, в которых человек находится. Поэтому, конечно, образец – это утренние и вечерние молитвы, но в конце утреннего и вечернего правила очень даже стоит молиться своими словами.

Что касается замены утреннего и вечернего правила Иисусовой молитвой, то, в принципе, это возможно – для тех, кто, о молитве Иисусовой что-то знают, читали (хотя бы прочитали беседу старца с учеником о молитве Иисусовой из 1-го тома святителя Игнатия (Брянчанинова)). И, конечно, такую замену нужно делать по совету и под контролем своего духовника – или, если его нет, под контролем приходского священника, чтобы он наблюдал, как человек молится, что происходит в его внутреннем мире, как действует эта молитвенная перемена: оживляет его внутреннюю жизнь или, может быть, она идет не в том направлении?

Иногда бывает, что человек начинает перемены по своеволию, без совета со священником – и своеволие дает такие плоды, что появляется излишняя восторженность или, наоборот, человек не получает ожидаемого и начинает унывать, что все не так, как казалось в самом начале, и может возникнуть охлаждение к молитве как таковой.

А перемена в молитвенном занятии может быть: человек, бывает, устает от однообразия, когда его молитвенное правило все время одно и то же. Одних людей однообразие наполняет спокойствием, уверенностью и серьезностью и служит мерилом труда: «Да, я помолился, я потрудился», а другим нужно разнообразие. В этом смысле все мы разные, и если человеку нужно разнообразие, то замена утреннего или вечернего правила молитвой Иисусовой возможна.

Иногда, бывает, человек настолько серьезно берется за молитву Иисусову, что это может быть началом сосредоточенности на ней на всю оставшуюся жизнь. Такое тоже бывает. Но все это желательно делать под контролем священника – и лучше, если священник сам молится Иисусовой молитвой. Конечно, не нужно забывать общее правило для тех, кто занимается молитвой Иисусовой: если за нее взялся, то она потом уже в твоей жизни должна присутствовать неизменно – это настолько серьезное занятие, что нельзя взяться за Иисусову молитву, а потом с нее переключиться на что-то другое и покинуть ее! Замечено, что оставление молитвы Иисусовой может принести человеку многие духовные беды. Поэтому здесь все по поговорке: взялся за гуж, не говори, что не дюж.

У нас есть еще несколько вопросов из социальной сети «ВКонтакте». Татьяна спрашивает: «Великий пост – время внутреннего изменения. Как правильно себя вести, когда силы терпеть искушение уже на пределе и чувствуешь, что сейчас сорвешься? Такое ощущение, словно огнем душу палит… Что это за ощущение и как правильно себя вести, чтобы претерпеть это до конца?».

– Нужно понимать, что такое внутреннее состояние не рождается одномоментно – как правило, это бывает, когда в душе накапливается недовольство от обстоятельств жизни, не соответствующих внутренним чаяниям человека. И здесь нужно попытаться разобраться внутри себя, посмотреть, какие есть внутренние противоречия. Может быть, это болезненные, неправильные взаимоотношения с ближними, и это человека тяготит. Одним, если у них есть вдумчивый, хороший духовник, может помочь беседа со священником, другим помогают хороший друг или подруга в чем-то разобраться, если есть желание искренне обсуждать проблемы.

Иногда человек вообще говорит: «Нет, я не готов эти проблемы обсуждать с кем бы то ни было». Такому может подойти следующий совет: выписать в тетрадку все плюсы и минусы от того или иного своего занятия, аспекта жизни – и отложить ее в сторону, потом через несколько дней к этой тетрадке вернуться и все проанализировать. По крайней мере, искреннее изложение своих мыслей на бумаге помогает разобраться, о чем я думаю, о чем переживаю… Некоторые ведут дневники; сейчас это не очень популярно, но, как известно, до революции очень многие грамотные люди вели дневники. И это были не только какие-то памятки и заметки – это был один из способов навести порядок у себя в душе. И если порядок удается навести таким способом, значит, он будет и в будущем.

После вдумчивого анализа, после беседы или, может быть, даже визита к психологу, после выписывания всей проблематики внутренней жизни на бумагу всегда найдется то, что человек осознает как грех, постарается вывести это за пределы своей жизни и скажет: «Да, конечно, это то, что я должен (или должна) принести на Исповедь». Но прежде это должно созреть, это должно быть осознанным – и перед тем как пойти на Исповедь, человек должен отделить грех от себя: «Это я, это мое внутреннее пространство, в котором места для греха нет. И так должно быть». Человек говорит себе так, ставит точку – и уже потом идет на Исповедь.

Чуть ранее Вы говорили про важность и пользу дневниковых записей, изложение своих мыслей на бумаге… Дневниковые записи Императрицы Александры Феодоровны и Императора Николая Александровича имеют для нас огромную духовную пользу, они есть в открытом доступе. Готовясь к сегодняшней программе, я посмотрел некоторые записи, которые встретились в дневнике Николая Александровича в дни начала Великого поста. В его дневниковых записях можно встретить очень много упоминаний о богослужениях в доме и в храме, о спевках, молитве… В завершение этой программы хочется Вас спросить: как нам научиться уделять такое серьезное внимание Церкви и Богу?

– Дневниковые записи Государя, – это записи человека, нам очень близкого. Нас по телеканалу «Союз» смотрят в самых разных уголках земного шара, создается ощущение, переживание того, что Святой Царь и его семья близко. Прошло 100 лет, в этом году юбилей их подвига… Есть ощущение, что всегда перед нами пример искреннего предания себя в руки Божии, понимания, что за нашими пределами много такого, что течет без нашего участия. Это пример человека, который совсем недавно правил самым большим государством земного шара, а теперь находится в заключении – и нет неодобрения, гнева в адрес тех, под чьим надзором он перемещается между тем местом, где живет вместе с семьей, и тем местом, где надлежит молиться Богу; они решают, когда Государь ходит в церковь, когда возвращается домой, – и ни тени неудовольствия, ни тени сетования.

Очень часто рядом с нами что-то происходит не по нашей воле, и мы сразу же испытываем тревогу и начинаем строить планы, как нам нужно это переменить, как нам нужно взять это под контроль, как нам нужно обратить это так, чтобы это соответствовало нашим планам. И иногда нам нужно брать пример именно с Императора Николая II, с его предков, один из которых – Император, выслушав неприятную новость, выдерживал паузу, подходил к окну и потом всегда говорил одну и ту же фразу: «Так угодно Богу». В случае с Императором Николаем II пример следования воле Божией – это действительно великий пример великого человека. Только что он был правителем – и оказался в роли главы семейства, заключенного под стражу… Этот пример очень близок нам – все это происходило в Екатеринбурге.

Дай Бог, чтобы мы брали пример не только со Святого Государя Николая Александровича, но и с тех святых, имена которых мы носим, которые особо почитаются в том или ином городе или местности, являются Небесными покровителями, в честь которых, может быть, названы города (а очень многие города носят названия в честь святых), – у каждого христианина всегда есть перед глазами пример для подражания. И, как говорится в апостольских посланиях, мы имеем облако свидетелей – вокруг нас души христиан, которые достигли спасения, сонм ангелов.

Вот эти духовные реалии всегда рядом с нами, поэтому мы и молимся святым и просим у них заступничества, ведь наше общение внутри Церкви в Духе Святом никогда не прекращается. И, конечно, у каждого христианина могут быть какие-то особенные святые – даже иногда по профессии. Тот или иной человек говорит: «Я этого святого почитаю именно потому, что что-то в его жизни, в его занятиях, поучениях особенно близко именно мне», – и это очень хорошо. Всегда за таких христиан очень радостно.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Записала:
Елена Кузоро

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Знание Божественного присутствия в человеческой жизни

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимая матушка игумения! Дорогие сестры, отцы, братья! Я хотел бы всех поздравить с замечательным днем, связанным с перенесением мощей святой праведной Матроны Московской с Даниловского кладбища сюда, в эту святую обитель. В этом году исполняется двадцать лет этому судьбоносному событию и пять лет с того времени, когда Священный Синод Русской Православной Церкви летом 2013 года принял решение учредить особый праздник в честь перенесения мощей святой праведной Матроны Московской в Покровский ставропигиальный монастырь.

 
Беседы с батюшкой

Священник Валерий Духанин: Выйдем из круговорота суеты!

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс