Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (973) → Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Подвижничество в миру

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий: Подвижничество в миру

№28 (973) / 24 июля ‘18

Архипастырь

Владыка, хочу поздравить Вас с праздником и пояснить, почему была выбрана такая тема: во-первых, она связана с праздником святых апостолов, ведь апостольский подвиг – наверное, самый яркий пример подвижничества в миру; во-вторых, Вы священноархимандрит Рождество-Богородичной Коневской обители, которая благодаря туристическому потоку, можно сказать, тоже оказалась сейчас в миру. Хочется узнать Ваше мнение.

– Замечательно, что сегодня день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Всех сердечно поздравляю с этим великим праздником.

Апостолы были подвижниками в миру. Или в своем маленьком мире, который тогда, во времена после Воскресения Христова, конечно, был очень мал. Произошедшее в Сионской горнице в день Пятидесятницы привело к тому, что границы этого замкнутого мира как бы рухнули, и апостолам была предоставлена возможность обращать свой подвиг – свой подвижнический труд – к людям. Может быть, им было удобней пребывать в Иерусалиме, сидя в окружении жен-мироносиц, чувствуя их заботу, уход, но тогда не было бы великой Церкви – исполнения той великой миссии, к которой призвал Господь: шедше, научите вся языки.

Посланничество, вхождение в мир со своими запросами, своими проблемами, в первую очередь требовало от апостолов сохранения духа, который они получили от Христа, – духа несения этого подвига. Мы знаем, чем закончился жизненный подвиг каждого из них: лишь апостол Иоанн Богослов закончил свою земную жизнь обычной человеческой смертью, а все другие апостолы были преданы мученическому концу. Их подвиг и вдохновляет, и зовет каждого христианина к совершению подвига.

Что касается обители на острове Коневец, в нее приезжает много паломников, но Господь особо выделил это место тем, что монастырь находится на острове, и мирское вливание в монашескую жизнь прекращается с окончанием паломнического периода. Когда наступают суровые ладожские осень, зима, весна, тогда братия как раз и совершают свой монашеский подвиг. Только в этом году, благодаря большим реставрационным работам, которые проводятся на территории монастыря к его 625-летнему юбилею, впервые появилось электричество: прежде в оби-тели были лишь генераторы, но как такового электрообеспечения в монастыре не было. И вот по дну Ладожского озера проложили большой кабель – и свет пришел на остров. Можно отталкиваться от этого в разговоре о подвижничестве. Были и разные периоды в 27-летней истории возрождаемого монастыря, когда не было ни света, ничего, но служба все равно не останавливалась.

Что удивительно и замечательно, служение Божественной литургии совершается каждый день, идет молитва, а это самое главное. И от «генератора», источника этой молитвы, многие люди живут, они ощущают эту молитву на себе...

Владыка, что общего между подвигом монашествующего и мирянина? Что различает их?

– Подвиг и есть подвиг. Я вспоминаю времена обучения в советской школе, когда даже тема сочинения звучала так – «Есть ли в нашей жизни место подвигу?». Каждый человек несет подвиг, если осознает и понимает свою значимость и призвание в этом мире: монах несет свой монашеский подвиг, учитель, преподающий в классе или аудитории, несет свой подвиг (а если учитель еще не получает зарплату или не имеет социальных гарантий, то это тоже подвиг – ведь он возвращается домой, где у него семья, какие-то проблемы и нестроения, но он должен собраться, оставить все, что у него дома, и приходить в класс с совсем другими мыслями). Конечно, это подвиг. Так и врачи. Да кто только сегодня не несет подвиг?

Подвиг – во имя чего? Есть такое понятие, как юродство ради Христа, а бывает, когда я встречаюсь с человеком, тот начинает юродствовать, но только ради себя, не ради Христа.

Важно, во имя чего мы несем подвиг: во имя Христа, во имя проповеди Евангелия (это касается священнослужителей, епископов, да и мирян), во имя сохранения мира, единства, спокойствия в семье? Эта тема возникает и в связи с желанием сохранить семью как ячейку, как подобие малой Церкви.

Подвиг всегда присутствует в жизни. Совершается он в монастыре или в повседневной жизни, человеком, облеченным саном или монашеским достоинством, или мирянином, но если человек совершает его во имя ближнего своего, во имя Христа, то это действительно подвиг.

Владыка, простите: может быть, я ошибаюсь, но, мне кажется, часто возникают карикатурные ситуации именно из-за нелепого подражания монашеским подвигам. Скажите, в чем мирянин может брать пример с монашествующих, а в чем не стоит этого делать?

– Есть такое понятие – «ревность не по разуму». Нужно поднимать на свои плечи тот груз подвига, который сможешь понести. Одно дело – братия монастыря, где есть свой устав, свой жизненный уклад, молитвенный подвиг, но не бывает так, что сегодня человек пришел в монастырь, а завтра он ударился в подвиги – это может закончиться для человека трагически. Таких примеров множество, когда человек не может понести бремя, надламывается, и происходит расстройство психики или что-то еще. Здесь не нужно действовать не по разуму.

Часто, бывает, люди вычитают где-то какую-то информацию о постах (ведь сейчас много издательств, которые печатают и перепечатывают разные календари и даже не задумываются, что перепечатывают, просто пишут, например, «сухоядение», – но это же монашеский устав) и сразу бросаются в это с желанием постичь монастырский подвиг поста, а через недели две возникают проблемы со здоровьем – и они начинают просить о послаблении… Но ведь никто не звал их к такому подвигу – нужно брать то, что по силам: ведь ты не сможешь понести на себе тонну веса, выберешь что-то поменьше. Поэтому здесь самое главное – подходить разумно.

Даже когда ты приезжаешь в монастырь и пытаешься войти в богослужебную, служебную и молитвенную практику, тоже нужны разумность и постепенность. Как прекрасно говорится в словах Святого Писания, «Господь хочет всем спастись и в разум истины прийти» – н хочет, чтобы разум истины присутствовал в любом человеке. А если разум истины уходит, то могут быть и большие духовные проблемы с тем или иным человеком.

Как Вы считаете, какова роль духовника в духовной жизни мирянина и насколько человек должен соизмерять свои подвижнические намерения с желаниями духовника?

– Мы знаем, что у человека, уже переступившего порог монастыря и ставшего послушником, обязательно должен быть духовник – человек, обладающий духовным опытом. Это большая ответственность – быть духовником в монастыре, ведь ты должен отвечать на вопросы не просто людей, но тех, кто пришел жить в монастырь. Духовному отцу приходского храма, может быть, проще, хотя и здесь не может быть простого: любой заданный вопрос требует вразумительного и правильного ответа. И самое главное, как очень часто говорил покойный Патриарх Алексий II, когда поднимались темы старчества, – чтобы старчество не превращалось в младостарчество. Слава Богу, сейчас такого нет, хотя, может быть, где-то и наблюдается. Это должно уходить. Духовник должен обладать большим духовным опытом и багажом.

Есть опасность, что люди спешат в монастырь, чтобы увидеть какого-то старца, обязательно войти с ним в особый духовный контакт. Может быть, в монастыре нет таких старцев, но есть священники, монахи, иеромонахи, уже имеющие свой опыт. Поэтому при выборе духовника тоже надо проявлять мудрость и разум. Самое главное – способность слышать духовника, когда слова его будут восприниматься не как нечто, что тебе нравится или не нравится, но как некий закон: когда тебе говорят, что это черное, – значит, это черное.

Тем не менее, какова степень самостоятельности у мирян?

– Каждый человек создан по образу и подобию Божию – он свободен. А если есть свобода, значит, должна присутствовать и степень самостоятельности. Человек самостоятелен делать выбор как в направлении к добру, так и ко злу. Человек не ограничивается, поэтому и степень его ответственности за свои поступки, ошибки, просчеты появляется в том случае, если он не уходит далеко от Бога, живет полной литургической жизнью, причащается Святых Христовых Таин, подходит к таинству Исповеди не формально, как к некоему внешнему факту: подошел на Исповедь – получил разрешительную молитву, и вперед – к Причастию. Но человек должен осознавать свою ответственность за совершенные поступки и, самое главное, осознавать, что он образ и подобие Божие. Но, совершая тот или иной проступок, ты этот образ и подобие как бы гасишь в себе. Поэтому у человека должна быть ответственность. А за младенцев и детей малого возраста, как мы знаем, ответственность несут крестные родители.

Владыка, мы очень часто слышим и от Святейшего Патриарха, и от других иерархов о необходимости развития социального служения. Можем ли мы смотреть на это служение с точки зрения подвига?

– Конечно, можем. Разве волонтерское движение – это не подвиг? Приведу частный пример. На территории Выборгской епархии существует несколько геронтологических центров, и совсем недавно открылся хоспис для онкобольных детей в пос. Токсово в соборном комплексе. Разве это не подвиг?

Сейчас я не буду входить в подробности того, как происходило открытие. Люди приходили и какое-то время работали без всякого материального вознаграждения: открывая двери такого социального учреждения, ты прекрасно понимаешь, что здесь можешь оказаться ты сам или кто-то из твоих знакомых, друзей, – и, конечно, хочется что-то сделать, что бы облегчило страдания находящихся там. Это подвиг – переступить через самого себя. Наверное, из-за того, что грех вошел в человеческое сознание, человеческую душу, человек думает, как же он будет помогать тому, кто нуждается, – вроде бы это несколько нарушает какие-то его установки. А вот взять и переломить себя и совершить то, к чему тебя призывает совесть... А совесть – это голос Божий.

Продолжим о социальном служении: если мирянин решил принять заняться тем или иным служением, что ему нужно делать – идти с этим в храм или же озадачиться и попробовать найти какие-то светские организации?

– Человек должен понимать, что добрые дела он всегда совершает ради Христа, ради Бога. Конечно, можно прийти в близлежащий приход, если там развита деятельность социальной направленности, или можно выбрать это самому. Но я считаю, что если занимаешься социальной работой через жизнь в приходе, это тебя сближает с людьми и приближает к Богу. Понятно, что в социальных учреждениях, где находятся дети, больные и пожилые люди, ты тоже встречаешь Христа. Но если это будет в рамках прихода, это замечательно. Может быть, Господь даровал тебе такой талант – и ты сможешь не только помогать сам, но и создать из людей своего прихода мобильную группу людей, которые тоже будут помогать. Но если не получается, то можно выбрать любое из направлений, существующих на сегодня в социальной деятельности.

Сейчас развивается такой вид социальной деятельности, когда родители берут в свою семью все больше приемных детей – и, в итоге, ответственность на всю жизнь. Могут ли они потом как-то распоряжаться этой ответственностью?

– Мне эта тема очень знакома. Еще во время моего пребывания в Смоленске, когда эти темы еще только начинали развиваться, у нас была программа, которая называлась «Ради будущего». В Смоленской области находится не одно детское учреждение социальной направленности, особенно много коррекционных интернатов для детей. Тогда очень развивалась тема усыновления наших детей за рубеж, и мы организовали программу, чтобы остановить безумный вывоз наших детей за границу. И у нас это получилось – детей начали забирать в наши русские семьи, хотя, хочу отметить, тогда тоже не все было экономически благополучно. Но русская душа настолько располагается к страданиям ближних (ведь душа каждого человека, как правильно сказано, по природе христианка), что люди, несмотря на свое экономическое положение, забирали детей: сперва на каникулы, потом на некоторый период, а затем уже оформляли опеку.

Даже люди, которые не ходили в храм Божий, столкнувшись с этой проблемой, потихоньку начинали воцерковляться. Плюс мы еще оказывали материальную помощь, «вели» этих детей и семьи. Люди приходили в храм Божий, понимая свою ответственность. За время всей этой большой работы, наверное, был один лишь случай, когда ребенка снова вернули в социальное учреждение. А так были прекрасные показатели, помню примеры, когда с детей-коррекционников снимали статью коррекции – и они с красным дипломом оканчивали Смоленский педагогический университет (тогда он был педагогическим). Сейчас эти дети уже выросли, у них самих дети, они имеют полнокровные семьи. Благодаря таким людям-подвижникам эти дети вошли в жизнь как полноценные люди и сегодня стали полноправными гражданами.

Центр жизни христианина – это Евхаристия, и трудно мыслить о подвижничестве вне литургической жизни. Как христианин должен строить свою литургическую жизнь и Причащение?

– В идеале, за каждой Литургией, которую посещает христианин, он должен быть не простым созерцателем происходящего таинства, а причастником Тела и Крови, тогда он будет полноправным участником Евхаристии. Об этом сегодня тоже нужно говорить. Как сказано в Пасхальном послании Иоанна Златоуста, если ты уходишь голодным, не вкусив от брачного пира, то грош цена тебе как христианину: «Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!» – человек не должен уходить с Божественной литургии голодным (я говорю о голоде духовном).

Очень часто человек сам отлучает себя от Причастия, тоже ссылаясь на какие-то заботы, проблемы. И часто поднимается тема «я недостоин Причащения – я такой грешный!». В таком случае всегда можно сказать: ты скажешь, когда будешь готов правильно, истинно подойти к Чаше. Ведь мы же подходим «со страхом Божиим и верою». Поэтому очень важно, чтобы православный человек, приходя на Божественную литургию, осознавал, что он – полноправный член общины. А если он полноправный член общины, то должен вместе со всеми приступать к Святой Чаше.

Сегодня я служил в поселке имени Морозова в день престольного праздника, и было очень приятно, что вся община причащается. Я спросил, и мне ответили, что практически всегда причащается вся община – все люди, стоящие в храме. Вот это уже сильная, крепкая христианская община. Так что самое главное – быть не соглядатаем, а реальным участником. Для кого приносится Бескровная Жертва, за чьи грехи? Конечно же, за мирян, которые стоят в храме.

Не могу не задать вопрос о значении Священного Писания в жизни христианина. Часто говорят, что «мы же не протестанты, чтобы часто цитировать Библию». Как же нам читать Священное Писание?

– Мы не протестанты, но это не значит, что мы не должны изучать слово Божие. Ведь мы слышим Божественный глас, обращенный к людям, за каждым богослужением. Вообще, прекрасная традиция, когда человек начинает свое утро с чтения главы Священного Писания – Апостола, Евангелия, а если удается, то так же заканчивает свой день. За всю жизнь, много раз прочитывая и то, и другое, каждый раз черпаешь что-то новое для себя. И когда в твоей жизни открывается дверь неприятностей, то через молитву и призму Священного Писания ты понимаешь, насколько действенна в твоей жизни рука Божия. «Исследуйте Писания» – это было сказано не нами. Писание нужно читать, нужно исследовать. Те, кто не понимает или затрудняется его понять, все равно читайте: придет время, все будет открыто и понятно.

Поэтому, когда говорят «мы же не протестанты», это абсолютно не означает, что не нужно знать Священное Писание. Конечно, его не надо заучивать, зубрить, как это, кстати, делают порой те, кого вы упомянули, вырывая иногда из общего контекста какие-то узкие слова, формулировки, которые интересны им. А если все сохранять в единстве, то это большая школа, помогающая тебе жить сегодня.

А что касается толкований?

– У нас есть прекрасные толкования святых отцов. Самое главное, чтобы Священное Писание и то, что входит в кодекс Священного Предания, всегда сохранялось. Есть много прекрасных книг, толкований, которые нужно читать – и сравнивать свой жизненный путь не с гороскопами, а читать Священное Писание и толкования святых отцов, тогда никакие гороскопы не будут нужны.

Бог благословит и молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла каждому дарует мудрости, чтобы Господь их молитвами привел нас в разум истины и ко спасению. Еще раз поздравляю с праздником!

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви архипастырям, клиру, монашествующим и мирянам в связи с 1030-летием Крещения Руси

– Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Ныне вся Полнота Церкви нашей чествует святого равноапостольного Великого князя Владимира и с благодарностью вспоминает, как 1030 лет назад трудами сего богоизбранного и сильного духом мужа свершилось поворотное событие в истории славянских народов. Всеблагим действием Духа Святого князь обратился от языческих заблуждений, уверовал в Единородного Сына Божия Иисуса Христа и, приняв вместе со своими соратниками святое Крещение, принес на Русь спасительный свет Евангелия.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Беженарь: Почему Господь не всегда слышит наши молитвы?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс