Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (986) → Какая молитва, такая и жизнь

Какая молитва, такая и жизнь

№41 (986) / 1 ноября ‘18

Размышление

Святые воспринимали молитву гораздо шире, чем просто молитвословие. Они говорили: «Какая молитва, такая и жизнь, и какая жизнь, такая и молитва». Ведь что такое молитва? Это общение с Богом. Наша жизнь пред Богом – как раскрытая книга, которую мы пишем не только нашими словами, но и делами.

Друг за друга молятся

– В чем выражается любовь христиан друг к другу? В первую очередь, в молитве друг за друга. «Молитесь друг за друга», – говорит апостол Иаков. И апостол Павел наставляет: «Всякой молитвой и прошением молитесь во всякое время о всех святых» (то есть о всех нас, членах Церкви). С некоторыми друзьями я, например, не вижусь долгие годы, как со своим другом детства монахом Андреем, который почти десять лет подвизается на Афоне. Но я знаю: он за меня там молится, и я за него тут тоже молюсь. И бабушки церковные, которые меня двадцать лет назад учили петь на клиросе, с тех пор меня поминают. Друзья-монахи, к которым я приезжаю раз в год в монастырь, тоже каждый день за меня молятся. Как и я за них.

Когда я попадал в разные тяжелые ситуации, то всегда просил отцов помолиться, и их молитвой все и справлялось. А недавно с моей хорошей православной подругой, писательницей, произошла история: у нее был отпуск, она поехала в паломническую поездку, и за 2000 километров от родного дома у нее защемило нерв в позвоночнике, да так, что она не могла самостоятельно передвигаться. Она лежала в монастырской гостинице, никого на то время не было, мучилась от ужасных приступов боли, плакала и звонила мне. А что я мог сделать, находясь на другом конце страны? Конечно, я утешал ее, как мог, но этого для человека, который страшно мучается, мало. Я слушал ее рыдания в трубке, терзался и лихорадочно соображал, что делать.

И тут меня осенило: у меня же в Facebook столько верующих друзей – батюшек, монахов, просто добрых и неравнодушных людей. Я сел и написал у себя в ленте: «Друзья, очень нужна ваша молитвенная помощь». И в нескольких предложениях рассказал о том, что случилось с моей подругой. Люди откликнулись на мою беду, мне писали со всей страны разные люди, от благочестивых матушек до владык, что они молятся о болящей и просят о скорейшем ее выздоровлении. А спустя два часа больная подружка позвонила мне и сказала, что боли у нее совершенно прошли, прямо как рукой сняло – раз – словно бы и не было ничего. И даже больше: она так замечательно себя почувствовала, что пошла на вечерню, исповедовалась и на следующий день причастилась.

Благословенные времена

– Среди моих православных знакомых я часто слышу миф о том, что лучшие времена для Православия в нашей стране приходились на XIX – начало XX века, когда Россия была православной царской империей, а Православие было официальной государственной религией. На мой вопрос: «Если все было так хорошо, почему же тогда произошла Октябрьская революция?» они предпочитают отмахиваться или молчать. Но стоит почитать наших святых того времени – святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Они описывают это время как время всеобщего духовного оскудения. В своих выступлениях и проповедях они говорили об ужасном состоянии души народной, об охлаждении к вере, которая из живого источника жизни стала мертвым, формальным обрядом, над которым потешалась и глумилась передовая интеллигенция. Святой праведный Иоанн Кронштадтский с горечью писал в своем дневнике: «Россия забыла Бога спасающего, утратила веру, оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий. Вместо воли Божией – премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу; и оттого неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света – достойное возмездие за свою гордость, за спячку бездействия, продажность, холодность к Церкви Божией. Бог карает нас за грехи. Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним – это только с одной стороны… С другой – по причине безбожия и нечестия многих так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры, поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни всякий разврат, – русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны. Зло усилилось в России до чудовищных размеров. Поправить это почти невозможно». А о лучших временах лучше всего сказал сербский Патриарх Павел: «Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».

Жизнь как молитва

– Все мы, христиане, каждый день молимся, исполняем утренние и вечерние правила, ходим в храм по воскресеньям и праздникам и молимся там. Но в повседневной жизни среди суеты и забот очень немногие находят время для молитвы, и совсем уж редкие люди живут так, чтобы молитва становилась основой, дыханием их жизни. Когда-то святитель Епифаний Кипрский, посещая основанные им монастыри, слушал отчеты наместников о том, как проходит жизнь братии, и сказал: «Вы говорите, что молитесь, совершая все положенное вам на богослужениях. То есть вы молитесь только в то время, которое положено по уставу». Те переглянулись и закивали в ответ. «Это огорчительно, – сказал святитель, – потому что это означает, что вы вообще не молитесь».

Святые воспринимали молитву гораздо шире, чем просто молитвословие. Они говорили: «Какая молитва, такая и жизнь, и какая жизнь, такая и молитва». Ведь что такое молитва? Это общение с Богом. Наша жизнь пред Богом – как раскрытая книга, которую мы пишем не только нашими словами, но и делами тоже. Взять нашу семью, наших близких: разве мы общаемся с ними и выражаем свое к ним отношение только когда открываем рот и что-то говорим? Конечно, нет! Они чувствуют нашу любовь, когда мы варим для них обед, прибираем в доме, гуляем с собакой да и просто приносим плед. Эти простые ежедневные поступки порой лучше тысячи слов говорят нашим близким о нашем к ним отношении, о нашей любви.

И любящий нас Господь также смотрит на наши ежедневные дела и хлопоты. Ему радостно видеть, если мы честно, не лениво, без ропота выполняем свои служебные обязанности. Когда мы по-доброму, не лукаво, общаемся с людьми, которых Он нам посылает каждый день. Когда все, что ни происходило бы в нашей жизни, мы принимаем как из руки Божией. И тогда наша жизнь становится молитвой без слов. Ведь одно дело – все время искать удовлетворения своих желаний, которые чаще всего идут вразрез с желаниями окружающих, от чего мы теряем покой, терзаемся, злимся и враждуем со всем миром.

Совсем другое, когда мы смотрим на все, как для нас спасительное и нужное, что подает нам любящий Отец, и тогда все меняется, как меняется душа от благодатной молитвы, когда в нее вселяется мир, радость и благодушие. И тогда самые, казалось бы, неприятные обстоятельства жизни уже не ранят, как раньше. А одна знакомая бабушка, у которой украли как-то раз шаль, радовалась как ребенок и говорила: «У меня шаль украли, меня Бог посетил».

Такие дела.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-drug-za-druga-molyatsya
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-blagoslovennye-vremena
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-zhizn-kak-molitva

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс