Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (993) → Игумен Филарет: Рождественский пост и любовь к ближнему

Игумен Филарет: Рождественский пост и любовь к ближнему

№48 (993) / 17 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема – не умозрительная, она касается каждого из нас. Мы упомянем и аскетический момент поста. Готовясь к передаче, я видел: большинство людей спрашивают, что можно есть на Новый год, можно ли позволить себе то или иное, ведь это же праздник и так далее... Давайте поговорим на эту тему. Что такое Рождественский пост?

– Каждый пост имеет свою окраску: обязательно постное время посвящено какому-то празднику, какому-то событию Евангельской истории, истории Церкви Христовой. Поэтому пост посту рознь, я бы так сказал. Надо отметить, что упоминание о Рождественском посте относится к IV веку, то есть уже тогда христиане держали пост перед праздником Богоявления. Посмотрим историю: сначала в один день праздновали Рождение Христа и Крещение, потом это было разделено Церковью. Я считаю, что это и нужно было сделать. В творениях и Амвросия Медиоланского, и блаженного Августина мы встречаем упоминания о Рождественском посте; он был разный по продолжительности – кто-то из христианских общин постился 7 дней, кто-то больше. Только в 1166 г. было утверждено поститься 40 дней. Пост еще называют «вторая Четыредесятница» (Четыредесятницей мы называем Великий пост, подготовку к празднику Светлого Христова Воскресения; так же и здесь).

Рождественский пост имеет светлую окраску, ведь мы встречаем Сына Божия, Который рождается, приходит в этот мир – и начинает исполняться дело спасения человеческого рода. Конечно же, как и все посты, Рождественский служит к освящению нашей жизни, и недаром в последний месяц прожитого года мы собираемся в храмах, чтобы отслужить благодарственный молебен: поблагодарить Господа Бога за все – и за радости, и за скорби, и за испытания. Последний месяц мы освящаем воздержанием, но не только во вкушении определенной пищи, ведь пост – это еще милостыня: пост без добрых дел не может совершаться.

Часто мы слышим, что Православная вера связана не с унынием, не с угрюмостью, а, наоборот, с радостью, и в Священном Писании читаем: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое. Я понимаю, что мы зачастую используем пост как некое внешнее благочестие: я всем рассказываю, что пощусь. Но ведь очень много бывает праздников, которые совершаются не только во время Рождественского поста, а вообще, в принципе. В доме кто-то может поститься, кто-то нет. Каким образом вести себя в доме с близкими или с другими людьми? Говорить о том, что постишься или воздерживаться от этого?

– Святоотеческое предание сохранило некоторые случаи из жизни святых угодников Божиих. К подвижнику приходили друзья, накрывался стол, и этот подвижник вместе со всеми кушал все, что было дома. Понятно, что, когда уходили друзья, для подвижника начиналась своя жизнь, он накладывал сугубый пост и вообще пару дней ничего не ел, не пил; это можно почитать в «Древнем патерике». Есть случаи, когда ради любви к ближним мы иногда оставляем то, что важно для нас, – так что если в семье празднуется день рождения из любви, то я не считаю, что это преступление. Наоборот, сейчас очень много постной пищи можно приготовить.

Если вас куда-то приглашают, конечно, можно сказать «я не пойду», придумать какую-то хитрость. А можно пойти, улыбнуться человеку, поздравить его, сесть за стол, посмотреть, что там есть, сослаться на какую-то слабость и покушать что-то постное. Всегда можно найти выход. Мы ведь говорим, что пост – это не только голодовка и ограничение себя в яствах, каких-то блюдах: пост – это прежде всего внутренняя работа над собой, это время особого делания добра. Неужели мы принесем Богу свое сердце, когда кого-то обидим? И примет ли Бог нас? Не примет. Помните, как Спаситель научал нас внимательно к этому относиться: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Так же и здесь: мы встанем на молитву – и будем понимать, что тот человек обиделся?

И еще момент. Надо быть очень аккуратным, когда садишься за стол в праздник, начинаешь есть со всеми, а кто-то придет и скажет: ты же верующий, у тебя пост... Как в этой ситуации быть? Надо быть такими, как говорит Господь: «Будьте мудрыми, как змеи, и просты, как голуби» – так и здесь. Посмотрите заранее, что там. Если человек захочет, он найдет возможность и разделить праздник, день рождения, какое-то событие с близкими, и постарается соблюсти то, что ему предписано. Надо быть немного хитрее в этих вопросах.

Здесь вспоминается: «Блажен муж, не идущий на совет нечестивых». Конечно, я понимаю, что сейчас к православным людям особый счет, Церковь всегда была на острие, но сейчас какие-то особенные испытания происходят в нашей жизни.

Вопрос телезрителя: «Фарисеи подошли ко Христу и спросили: Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Он им ответил, что доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Получается, пост – это ограничение, какая-то скорбь. А тут Рождество, надо веселиться: это радость, Рождается Сын Божий, – а мы ограничения накладываем. Он же не умирать приходит, а рождается. Не вижу никакой логики».

– Я бы хотел, чтобы вы послушали святого угодника Божия Льва Великого, который жил в середине V столетия. Он пишет так: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». Вопрос в чем? Господь еще одну вещь говорит: постом и молитвой происходит очищение человека не только от одержимости бесами. Это было сказано каждому из нас, ибо в каждом из нас живет грех. Пост помогает очиститься от влияния греховных действий, мыслей.

Это не скорбь – наоборот, часто посты называют «весной покаянной». Что такое весна? Когда все расцветает, все радует, ручейки журчат... Вот так же и любой пост – не время скорби, это время переоценки своей жизни. И об этом Лев Великий прекрасно говорит. Мы нуждаемся в этом, ибо человек грешит постоянно мыслями, желаниями, делами. Поэтому пост – это воздержание, это сосредоточение на каких-то моментах, это просьба прощения у близких. Когда мы попросим прощения, неужели в нашем сердце не будет радости? Конечно, это постоянно надо делать. Но пост милостыней истребляет грехи – милостыней с нашей стороны, и мы готовимся тем самым встретить Христа во всеоружии: в чистой одежде и с чистыми одеждами души через покаяние. Попросили у Бога прощения, причастились и радуемся Его Пришествию.

В Великий пост есть Страстная неделя, которая не входит в Четыредесятницу – это неделя особого молитвенного подвига, когда мы вспоминаем страдания Христа, когда наши сердца содрогаются, слыша, что Он – Спаситель – пережил за нас. А в конце поста мы радуемся. Это весна покаянная, и мы радуемся, что Господь дает возможность исправлять нашу жизнь...

Вопрос телезрительницы: «Если пенсионер живет на пенсию, то какую можно совершать милостыню во время Рождественского поста?».

– Большинство наших верующих людей не богаты. А у кого-то есть возможность пожертвовать бедным детям, оказать помощь родственнику, близкому. И в данной ситуации я вспоминаю слова очень мудрой монахини. Она жила в страшные советские времена гонений, когда исповедовать веру было великим подвигом. У нее тоже спрашивали: «Матушка, что нам делать? У нас нет ни средств, ни возможности, чтобы помогать». А она говорит: «Вы должны сочувствовать, сопереживать людям. Доброе слово утешения и поддержки, сказанное вами, – это и есть уже милостыня. Вы не обиделись, проявили милосердие к человеку – это уже есть милостыня. Да, иногда бывают жизненные ситуации, когда очень сложно переступить через свой характер, через себя. Так вот, пост – это не всегда кому-то дать деньги, купить что-то, а просто проявлять сочувствие когда это необходимо».

Иногда это гораздо сложнее, чем дать деньги.

– Вы знаете, языком очень легко сказать «иди и помоги, поддержи!», – а как трудно бывает найти нужные слова, чтобы утешить человека… Вот это и будет ваша милостыня, этого и хочет от вас Господь: будьте милосердны, как Отец ваш милосерден. Поэтому не отчаивайтесь: дела милосердия не всегда связаны с материальными благами. Это душевное сочувствие, ваша молитва (мы часто как-то опускаем этот момент). Помолитесь – вот вы идете мимо страдающего человека, помолитесь и скажите: «Господи, помоги ему, пожалуйста». Это будет уже дело милосердия.

Да, тут еще очень важный момент: человек верующий хорошо понимает силу молитвы – словом можно и убить, и поднять со смертного одра… Есть вопрос, который почему-то боятся задать священнику. Почему в мире встречают Рождество 25 декабря, а мы 7 января? У первых Новый год получается нормальный, а у нас нет, хотя в нашем секулярном мире Новый год считается одним из самых главных праздников. Потом уже Рождество, под самый конец, а дальше уже начинается работа, и получается, что Рождество – только для тех людей, кто действительно считает его настоящим праздником. Такой странный диссонанс.

– Если посмотрим в историю, то увидим, что еврейский календарь зависел от урожая или неурожая, и это было все условно. В Римской империи календарь был от основания Рима. В Российской империи в свое время Новый год праздновался 1 сентября. И до сих пор начало церковного индикта 1 сентября. Конечно, разница в календарях. Но я думаю, что мы уже привыкли к этому – мы уже знаем, что 25 декабря поздравим тех, кто отмечает Рождество по такому-то календарю. Мы все равно ждем Новый год: как бы ни было, а это летоисчисление, по которому мы живем от Рождества Христова, это начало нового года, нового периода в нашей жизни. Мы от календаря все равно зависим. Так что вопрос, праздновать или не праздновать Новый год, зависит от традиций семьи. Не нужно устраивать из-за этого события ночных бдений возле телевизора, не очень правильно будет объесться, выпить так, чтобы завтра не помнить, что ты вообще человек.

Я вспомнил, что у многих христиан хорошая традиция – прийти вечером с семьей на благодарственный молебен, который совершается 31-го числа, помолиться, прийти домой, накрыть постный стол, открыть бутылочку шампанского, а кто-то и просто нальет чай, – и в этом ничего страшного не будет. Поэтому ждем Рождество, встречаем Новый год – я не считаю, что это большой грех, ведь это тоже объединяет: сейчас очень трудно найти время, когда семья может побыть вместе – кто-то на работе, кто-то в школе, а это повод вместе порадоваться и поговорить друг с другом.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Как иметь мир в душе и в семье, когда не все гладко в нашей жизни? И еще вопрос. Говорят, если хочешь, чтобы изменился мир вокруг, изменись сам. Как это лучше сделать, как стать добрее? Подскажите».

– Очень хорошие слова: не надо пытаться поменять мир – надо начать с себя, ведь человек это и есть вселенная. Даже древнегреческие философы так и называли человека – «космос» (др.-греч. Κόσμος). Вот красота, глубина, которая находится в любой личности – мы же где-то и отражение нашего Создателя: Бог не случайно нас создал по образу и подобию Своему. Более того, создав нас такими, Он дал нам быть немного похожими на Него. А посмотрите, какой Господь? Он милосердный, сострадательный, Он Человеколюбец.

Вот эти качества надо стараться взращивать в себе, в семье, рядом с близкими и даже с чужими… Всегда надо помнить, что жизнь очень коротка и тратить ее на ссоры и недопонимание очень глупо и нехорошо – тем более христианину, ведь каждая минута, секунда приближает нас к вечности; поэтому нужно учиться беречь друг друга. Недаром мы часто в светских беседах говорим: берегите себя. А как человек может себя беречь? От чего? От зла, от ненависти, от греха, что убивает человека.

Когда человек научается делать какой-то грех, происходит выхолащивание внутреннего мира. Понятно, когда человек грешит, он идет в храм, чтобы обновить благодатью свою душу, свой внутренний мир. И недаром мы говорим, что пост – это не время скорбей, когда надо плакать и надевать на себя черные одежды. Пост – это время переосмысления своей жизни. Научитесь любить своих близких – вот самое главное. Ведь Господь вам их дал для чего-то, чтобы вы друг друга исправляли. Чем? Апостол Павел говорит: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. И тогда все будет прекрасно… Самое главное, чтобы две стороны это понимали, чтобы мы друг другу были полезны в этом плане.

Вопрос телезрительницы из Ленинградской области: «Мне 83 года, я инвалид II группы. И как я могу держать этот пост? И еще один вопрос. Я смотрю молитвенное правило Владыки Амвросия в записи. Правильно я делаю или нет?».

– Конечно же, смотрите, слушайте – и дай Бог, чтобы это вам приносило только пользу. Человек сейчас может использовать огромное количество технических решений, загрузить в телефон утреннее молитвенное правило, главы из Евангелия. Конечно, это не должно быть системой, потому что здоровый человек должен все-таки в руках хотя бы иногда держать православный молитвослов. В вашей ситуации – пожалуйста, слушайте, получайте пользу.

Что касается поста, то здесь, конечно, нужно посоветоваться со священником, который вас знает, – который к вам приезжает, допустим, исповедовать и причащать. И батюшка вам скажет, как совершать этот пост. Но, самое главное, вы должны понимать: если имеете недуги, ограничения по болезни, нужно кушать все, что прописано врачами, все, что требуется по болезни.

Ваш пост пусть заключается в том, что Вы вместо 2-х – 3-х половников нальете полтора, съедите не 2 бутерброда, а один. Попросите у Господа прощения своих грехов, скажите: «Господи, прости меня, не могу я в полной мере все выполнять как положено, но прими мои слабые силы, молитвы, мое покаяние». И Господь, конечно, примет. Так что посоветуйтесь со священником, который к вам приезжает на Исповедь и Причастие; батюшка, думаю, то же скажет. Все делайте по мере ваших сил, – тем более постной пищи очень много, но если есть определенные врачебные показания, то люди просто приходят, спрашивают благословения на послабление поста.

У нас есть вопросы, связанные с Рождеством, с покаянием, с молитвенным напряжением. Когда наши близкие смотрят на верующего, они задают массу вопросов, которые не могут задать никому другому. Насколько нам необходимо знание о вере? Должны ли мы во время поста особо читать, какую-то богослужебную литературу?

– Конечно, Евангелие – центр нашей жизни. Есть люди, которые читают Священное Писание постоянно. Это похвально, это хорошо. А, может быть, стоит какую-то историческую статью почитать о Рождестве, о том месте, где Христос родился. Начать изучать какую-то Книгу Священного Писания – или Ветхого, или Нового Завета: серьезно сесть и посмотреть, например, Послание апостола Павла к Римлянам (или к Коринфянам) – хотя бы толкования, ведь часто читается Послание на богослужениях, а что там прочитали, тем более на славянском, даже священники иногда не понимают. В некоторых приходах существует такая практика: Апостол иногда в миссионерских целях читают на русском языке. Но всегда, когда человек приходит в храм, необходимо заранее прочитывать дома апостольское и Евангельское зачала. Это тоже будет некий подвиг для вас. А из духовной литературы сейчас множество того, что можно почитать. И через это настроиться на духовный лад, на хорошую встречу праздников.

Если подводить итоги, Рождественский пост по своей силе и длительности – как Великий пост. Но в нем есть особенности, и они в том, что мы должны с особой радостью и особым светлым чувством готовиться к Рождеству Христову (а потом с таким же чувством будем готовиться к Воскресению Христову). И все-таки: в чем главная составляющая Рождественского поста?

– Это преображение человеческой души, это как можно большее приближение к Богу: нужно как можно ближе стать к Нему. Вот человек подносит к солнышку какую-то часть своей одежды – и видит каждую ниточку. Так же и здесь: приближаясь к Богу, видим каждую ниточку своей души, а пост нам помогает в этом.

Я прошу благословить наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, пусть Господь дает каждому из нас мужество, терпение идти по жизненному пути. С Богом все возможно.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Сегодня очень тяжелые события происходят в братской Украине

– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшнем апостольском чтении – а это был отрывок из Послания апостола Павла к Колоссянам (Кол. 1, 12–18) – мы находим такие слова: «Благодарим Бога, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, и избавившего нас от власти тьмы». Тема света и тьмы проходит через все Божественное Откровение, с самого начала. Ведь первое, что совершил Бог Творец, – Он создал свет. А второе – Он отделил свет от тьмы, потому что свет и тьма несовместимы: либо свет, либо тьма. Это очевидно в физической природе, но это очевидно также в духовной жизни людей. Свет и тьма несовместимы, поскольку свет – это Бог, это добро, а тьма – это диавол и зло. И совместить, соединить, ввести в некую систему взаимодействия добро и зло невозможно, потому что зло всегда останется злом, а добро в таком случае перестало бы быть добром.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс