Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1013) → Протоиерей Николай Соколов: Христово Воскресение и воскресение души

Протоиерей Николай Соколов: Христово Воскресение и воскресение души

№20 (1013) / 31 мая ‘19

Беседы с батюшкой

Отец Николай, каково значение Воскресения Христова в историческом масштабе и как сокровенное для каждого человека?

– Воскресение Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа – самое важное событие всей мировой истории. Для христианина это событие его сакраментального внутреннего человека, его души. Для мира, ради которого Господь пришел, воплотился, пострадал и Воскрес, Он всегда будет не совсем приемлем. Но Господь сказал: Мужайтесь: Я победил мир. Воскресение Христово есть победа над смертью (а смерть – самое страшное в истории мира, что случилось после грехопадения). Поэтому и Пасха Христова празднуется христианами во всем мире – немножко в разное время, но празднуется радостно, светло, ибо Господь невидимо присутствует в душе каждого человека, который призывает Его и говорит рядом стоящему другу, брату, сестре: «Христос Воскресе!» – и получает ответ: «Воистину Воскресе!».

К Воскресению Христову нас готовит Священное Писание, которое на многих страницах и Ветхого, и Нового Заветов показывает нам, что Господь постепенно готовил человека к осознанию понятия о Воскресении. Но еще в самые далекие, доисторические времена понятие о вечной жизни было – даже самые древние захоронения, насчитывающие многие тысячелетия, показывают: когда хоронили человека, придавали ему определенную позу, говорившую, что он возвращается в жизнь, только в иную жизнь, и присутствовала красная краска, которая в духовном плане означает воскресение, радость, мир. Это было задолго до Христа.

Постепенно Господь через пророка Моисея и других праотцев, патриархов, пророков готовил человека к понятию, что есть жизнь вечная, что человек только гость на земле. И воистину так. Потом апостол Павел скажет слова: не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14) – мы живем ради будущей жизни. Задача понять, что есть будущая жизнь, есть воскресение, была поставлена и священниками, и пророками, писателями Ветхого Завета и уже окончательно утвердилась в мыслях и посланиях новозаветных писателей.

Для многих людей Ветхого Завета вопрос о воскресении стоял очень остро. Часть иудейской публики, которая все-таки веровала в Единого Бога (я не говорю про язычников пока), воспринимала Воскресение Христово, часть – отрицала, хотя они были одной веры. И, к сожалению, отрицала верхушка, саддукеи, которые представляли священническое начало.

Господь, придя на землю, тоже готовил постепенно человека к Своему Воскресению. Его жизнь была исполнена мира, любви, радости, полноты ощущения близости к человеку: больше Господа для человека никто не сделал в этой жизни. И в Своей жизни земной (около 3-х лет Он был с нами), когда проповедовал, Он несколько раз воскрешал умерших, чтобы готовить человечество к собственному Воскресению, и предупреждал об этом учеников не раз.

Одно из известных событий – воскрешение дочери Иаира, только что умершей девочки (буквально несколько часов прошло). Вторым известным воскрешением было воскрешение сына наинской вдовы, когда уже около суток прошло, как хоронили этого юношу, – Господь воскресил его, утешив мать. И третье удивительное воскрешение было праведного друга Божиего Лазаря Четверодневного. Через 4 дня, когда уже смердел покойник, Господь воскрешает его и говорит Марии: «Веришь ли?». Она говорит: «Да, Господи, верю, что воскреснет он в последний день!» – вера в воскресение человека была. И Господь показал, что Он – Владыка жизни и смерти, Повелитель воскресения – готовит все человечество к Своему Воскресению.

И Господь, указывая на человека ветхозаветного, говорил: вам тоже открыт момент воскресения. А пример этого – известная история пророка Божия Ионы, который, подобно Господу, был во чреве кита (так перевели у нас, на самом деле – это большое морское животное) три дня. Спустя три дня он остался жив и вновь пошел исполнять то повеление Божие, от которого хотел отказаться.

Вот и у нас сегодня выбор: принять Воскресение Христово или не принять. Мы – христиане, мы крещены, у нас всех есть символ Воскресения, символ распятия – Крест Христов, мы все миропомазаны Духом Святым. Однако наша жизнь подчас часто идет вразрез с теми уставами и теми повелениями, что Господь оставил нам после Воскресения.

Прежде всего Он завещал нам Царство Свое, в которое мы должны войти как цари, как соправители Господа в этом мире. Но для этого нужно смириться и увидеть свой грех, покаяться. Тогда Воскресение Христово будет поистине в чистом сердце: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Начинаем мы с вами праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа с молитвы, которую поет весь народ со священниками: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Вопрос телезрителя: «Можно ли оценить стоимость души?».

– На это уже есть ответ в Евангелии. Господь нам сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?». Душа бесценна, и каждая личность неповторима. Все блага мира невозможно отдать за одну душу человека. Святые говорят: «Если бы даже один человек согрешил, а все остальные были праведными, Господь за него бы пострадал». Великое счастье, что душа человеческая – самое дорогое сокровище на земле.

Отец Николай, Вы сказали, что Воскресение Христово – величайшее событие в истории человечества, величайшее событие для мира. Почему же мир не принимает Христа?

– Господь сказал: «Мир во зле лежит». Зло, вошедшее с грехом в мир, настолько въелось в наши мирские дела, события, действия, что с большим трудом мы можем что-то сделать, чтобы от этого освободиться. У нас везде сейчас стоят компьютеры, везде техника, а в сердце мы не впускаем то, что нужно, – благодать Божию. Чтобы мир изменился, нужно измениться каждому – хотя бы частично измениться. Ведь, изменяя себя, человек преобразует этот мир. И великое счастье (сейчас был задан вопрос о душе), если и одна душа спасается: рядом загораются «лампочки» близ находящихся душ.

Чем больше человек очищает свою душу, тем больше делает для мира. Не для себя – себя нужно забыть. В христианстве очень важно, чтобы человек был соработником Богу на земле – это значит окончательно забыть себя, свои желания, за все славить и благодарить Бога и жить, не принимая за основу материальные блага. «Сегодня едим, пьем, а завтра умрем» – так сказали древние. С тех пор не изменилось ничего. Все люди сейчас живут одним днем.

Подчас задают вопрос: «Умрем, а что будет дальше? А кто оттуда вернулся, что-то доказал?». Вернулись. И сказали, и доказали, просто люди не слышат, не хотят этого слышать. А примеры явления из загробного мира душ человеческих – это реальность, не галлюцинации. Это то, что переживала и переживает Вселенская Церковь. Может быть, каждая домашняя Церковь: в каждой семье, у каждой личности есть то, что мог сделать только один Господь. И говоря о вечной жизни, мы благодарим Бога, что у нас есть великая радость – Русская Православная Церковь. Но это не заслуга, а обязанность – быть достойными христианами. Если и у нас не будет порядка и мира в Церкви, то что говорить о других конфессиях, направлениях, религиозных течениях?

Вопрос телезрителя: «Почему Господь Иисус сошел сначала в ад, а не в рай после Воскресения?».

– Хороший вопрос. Кто в аду был? Ведь ад – понятие духовное. Не нужно понимать, что это какой-то кипящий котел и люди там пребывают в муках. Это образное понятие. Что страшнее? Муки души. У души бестелесное состояние, она нуждается в духовном укреплении и духовном спасении. И до Христа было много праведных, которые по причине изгнания человека из рая не смогли войти после своей смерти душами в райское состояние. Поэтому Господь и спустился в ад – там есть такое место, шеол, где находились праведники начиная с древних времен: великие пророки, святые Ветхого Завета. Он их всех вывел оттуда, ибо они своей жизнью предвосхитили Его славное Воскресение.

А за Ним уже пошли другие люди, достойные войти в Царство Небесное по своим делам даже, может быть, не зная истинной веры, которой обладали евреи, иудейский народ. Вот Господь и сошел во ад, чтобы их вывести. Первым вошел в рай, как вы помните, благоразумный разбойник. Кем он был по национальности, мы не знаем, но знаем, что Господь ему сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю». Поэтому говорим сегодня: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!».

С дня Воскресения Христова, когда Господь был на Кресте и сошел во ад, врата рая уже открыты. И одно из песнопений христианской Церкви имеет такие слова: «И херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся» – то есть вхожу в рай и нахожусь в райском блаженстве.

Воскресение души – это восстановление образа Божия в человеке. Каковы черты его, и не противоречат ли они образу, предлагаемому светской культурой?

– Мы уже заговорили о мирском и о духовном. И часто противоречия здесь очень серьезные. Любой человек есть образ Божий, надо это помнить. Независимо от его происхождения, воспитания или статуса в жизни мы должны видеть в каждом создание Божие.

Образ Божий перед нами предстает искаженный грехом. Мы должны в своей деятельности (как священники, как христиане православные) уметь отсекать от человека греховное и видеть в нем светлое. Что составляет светлое как образ Божий? Конечно, это понятие для всех ясное – любовь: Бог есть любовь. И если человек исполнен любви, мира, согласия, терпения, умеет прощать, умеет видеть именно свои недостатки («Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего»), то в нем постепенно начинает образ Божий выкристаллизовываться. Нельзя сказать, что крестился, стал священником, надели на тебя святой крест – и ты уже образ Божий; нет, – это путь всей жизни, и только один Господь может знать, когда этот образ достигнет того начала или той границы, что этой душе Господь положил в жизни.

Поэтому часто и наступает внезапная смерть… Господь человека забирает. Значит, что-то в его душе появилось, что было сообразно нужному образу, он воплотил его уже на земле. И Господь, видя его сердце, зная наперед, что могло бы с ним быть, берет его душу к Себе. Так что в любом человеке мы должны увидеть как бы Христа, пришедшего к нам. Мы не можем сказать: «Ты мне нравишься или не нравишься» – человеку мы должны всегда говорить доброе, хорошее и светлое, даже если он этого и не заслуживает. И подчас, говоря ему добро, ты приобретаешь себе друга – он открывает сердце тебе, и твои добрые качества, если они у тебя есть, переходят к нему, а его – к тебе. И начинается добрая, хорошая христианская жизнь.

Вопрос телезрителя: «Известно по преданию Церкви, что после смерти человека происходит частный суд. Человек проходит мытарства, и Бог потом определяет – праведники с Богом, грешники в аду. Но после Второго Пришествия опять будет всеобщее воскресение. Если уже Бог осудил человека на частный ад, то зачем вытаскивать человека снова из ада на всеобщее воскресение, а потом ему снова отправляться в ад на вечную муку?».

– Это серьезный вопрос и действительно касается всех и вся: несть человек, иже жив будет, и не согрешит. Частные мнения самые разные по этому поводу. Как мне кажется, есть временный суд, который определяет бытие человека до Страшного Суда, когда все откроется. Господь судит умершего человека по тому, как он жил, был праведником или грешником. Мы можем даже что-то не знать о нем, и подчас его считаем грешником, а на самом деле за ним могут стоять такие события, за которые Господь ему не вменит греха: скажет, что это было попущено, чтобы кого-то привести к Нему, чтобы сделать доброе через него… Но Страшный Суд будет тем Судом, когда все миллиарды людей встанут перед Господом – и у каждого откроется все, что было когда-либо потаенно и сокрыто. Тогда мы увидим, как души, которые были осуждены Господом на временное пребывание в адских мучениях, будут освобождаться от этого.

Мы все живем в этом мире, и у всех нас есть болезни, скорби, печали. Врач нас отправляет на лечение в санаторий, а там говорят, что нужно сделать то и это, ампутацию часто делают. Парализованные люди лежат там. И разве они будут там лежать? Нет. Они выздоравливают. Я думаю, если человек хотя бы один раз в жизни сказал: «Господи, помилуй меня!» и сделал добро (как сказано, даже чаша холодной воды будет засчитана), то это будет все раскрыто на Страшном Суде. Это будет уже Суд Божий, и от человека зависит, сможет ли он принять любовь Божию, которую Господь ему простирает как спасающую руку. Господь никого не будет судить – мы сами себя будем судить за свои поступки.

Вы сказали, что образ Божий должен выкристаллизовываться в человеке постепенно. В что этом зависит от человека, а что – от Бога?

– И Бог, и человек здесь соработники: есть понятие синергии, когда воля человеческая и воля Божия соединяются вместе. Это можно проверить на любом примере. Мы выходим из дома и говорим: «Господи, слава Тебе за этот день, слава Тебе, что Ты нас восставил от сна, что мне радостно идти на свою работу, что у меня есть счастливые родные (моя жена, мои дети), мои подруги, друзья. Благодарю Бога за все». Господь видит твое доброе настроение и посылает что-то, чтобы ты еще больше убедился, что Он с тобою вместе. Если ты против Бога восстал, то даже если встал в хорошем настроении, тебе будет все казаться плохо: ты не выспался, плохая погода на улице, что-то делается не то, в семье как-то обозвали, не поняли на работе... Ты в смущенном состоянии.

Но запомни, что Господь тебя ведет и каждый твой шаг сопряжен с тем, что Господь идет рядом и несет твой жизненный крест вместе с тобой. Если человек понимает это и этот момент синергии (воля Божия – воля человеческая), то становится легко и просто жить на земле, славя Бога.

В деле воскресения души очень важен пример святых. Церковь празднует память святителя Николая, в вашем храме будет престольный праздник. Расскажите немного о святителе Николае и о престольном празднике – как он будет проходить?

– Спасибо за этот вопрос. Я ношу имя святителя Николая, поэтому он мой близкий святой, икона его висела над моей кроваткой в детстве. И, сам того не ведая, я вдруг стал настоятелем храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Действительно, будет праздноваться перенесение святых мощей из Мир Ликийских в град Бар. Для нас этот праздник престольный, поэтому у нас будет совершаться торжественное богослужение – как всегда, всенощное бдение и Литургия. Чем так важен для нас этот праздник? В нашем храме находится несколько чтимых икон святителя Николая, которые принесли к нам. Этот святой особый: как говорят, он моментально исполняет просьбы, желания, если они угодны Богу, если они добрые.

Когда меня назначали на этот приход, я не знал, что это за приход. В день назначения меня вызвали в Патриархию и вручили указ. Взяв указ у представителя Патриарха, я поехал на очередную требу, которая была связана с освящением одного гаража, где были старые машины и где происходили несчастья, люди стали разбиваться. Просили меня освятить гараж и машины – обычная история. Я освящаю эти машины, этот гараж, и мне говорят: «Батюшка, сколько денег мы должны дать за это?». Я говорю: «Во-первых, мы не договорились о деньгах. Вы просто мои друзья. Никаких денег я брать в вашем тяжелом положении не буду. Люди погибли». – «Нет, мы должны поблагодарить вас. Мы вам дадим икону. У нас здесь в углу стоит икона – уже года 3–4. Кто-то бросил ее. Возьмите ее себе». Я захожу за груду шин, которые стоят в углу, и вижу икону святителя Николая. Большая, хорошая (правда, треснутая), письма XIX века. Открываю указ и вижу назначение в храм Николы в Толмачах... Потом мы освятили ее, отдали на реставрацию. Сегодня она находится в нашем храме.

Икона святителя Николая невидимо присутствует сегодня и на великой чудотворной иконе Владимирской Божией Матери (Владимирская икона – самая великая святыня России), что находится в нашем храме уже 20 лет. Недавно сделали исследование и обнаружили, что на ее тыльной стороне изображение святителя Николая. Они совместились на этой иконе и свое благодатное благословение дают всем приходящим к нам. Буду рад всех видеть, помолиться вместе с вами.

3 июня наших телезрителей можно пригласить на празднование иконы Божией Матери Владимирской…

– Да, будет праздник Владимирской иконы Божией Матери. Напоминаю, что она празднуется трижды в году – 3 июня, 6 июля и 8 сентября. Великая святыня находится в храме уже 20 лет. К удивлению, совсем нет очередей к ней. Люди приходят и удивляются. Как так? Это подлинная святыня? Нас не обманули? Это не копия? Я им говорю: «Нет, это подлинная святыня». А где же народ? Народа-то и нет. Приходят за день 10–15 человек (имею в виду верующих людей), которые поклонятся ей, купят свечечку. А так люди приходят к нам на праздники. Не забывайте, приходите к Богоматери – Она вас услышит и поможет всем.

Записали:
Светлана Тодосейчук и
Владислав Рябов

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Милость Божия, простирающаяся над нашим народом, совершила великое чудо укрепления веры

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, матушки игумении, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с этим торжественным днем, когда под звуки великих воскресных гимнов мы совершаем память новомучеников и исповедников Церкви нашей, наипаче же тех, кто был на сем месте замучен и убиен. Христос Воскресе!

 
Беседы с батюшкой

Священник Илия Макаров: Как найти Бога в искусстве?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс