Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1020) → Иеромонах Корнилий (Морозов): Как говорить детям о Боге?

Иеромонах Корнилий (Морозов): Как говорить детям о Боге?

№27 (1020) / 15 июля ‘19

Беседы с батюшкой

Воскресные школы и умение разговаривать с детьми о Боге – это особые знания, умения и талант: без помощи Божией здесь невозможно обойтись. У меня целый ряд вопросов, как говорить о Боге – и не только с детьми, но и вообще с людьми любого возраста. Первый вопрос: в чем главная задача воскресных школ, в которых мы говорим о Боге с людьми, которые еще не обладают никакими знаниями?

– Мне кажется, основная задача воскресной школы – создать действительно христианскую общину на приходе. Это всегда тайна: как внешние знания становятся внутренним опытом человека, но, по существу, основное, мне кажется, скрыто в размышлении отца Александра Шмемана – он пишет, что ранние христиане говорили: «Так как среди нас Христос, Он находится на престоле».

А современные христиане, пишет отец Александр Шмеман, говорят: «Так как Христос на престоле, Он находится среди нас». Кажется, что это похожие фразы, но они абсолютно отличаются друг от друга. В первой фразе говорится: поскольку Христос находится среди нас (то есть мы собою, своей жизнью, своим отношением к ближнему ощущаем присутствие Христа внутри себя и в нашей среде), Он и находится на престоле. А вторая фраза абсолютно не требует от христианского собрания никаких усилий – она говорит, что мы пришли освятиться, Христос нас освящает: на престоле находится Тот, Кто нас освятит, а то, какие мы, уже от нас не зависит. Этот момент, пишет отец Александр, разнит нас с первыми христианами.

Подтверждение этому я нашел у архимандрита Ианнуария (Ивлиева). Всем нам известна фраза: «Царство Небесное внутри вас» – отец Ианнуарий пишет, что это не совсем верный перевод с греческого языка и что правильно было бы перевести: «Царство Небесное среди нас» – среди нас, христианской общины, и есть это Царствие Небесное, и есть все, исполненное во Христе.

Я думаю, что именно этому надо научать. В принципе, это задача воскресной школы: научить и детей, и взрослых осмыслению того, что именно среди нас находится Христос.

Вопрос телезрителя: «Когда я захожу в церковь, вижу много пожилых людей, молодежи и детей, а подростков очень мало. С чем это связано?».

– Я бы сказал, что у подростков есть момент отрицания – в период взросления это вполне нормально, подросток начинает заявлять о себе. Если до того мы зовем его в храм и он идет, то в этот период подросток начинает говорить, что он – личность, у него есть свои какие-то убеждения, суждения, которые для нас, взрослых, кажутся вымышленными. Вот идешь в музей – стоят подростки возле картин какого-нибудь художника (Репина или Шишкина) и говорят: «Да я так же могу!». У подростков критика всего, что они видят.

Но есть и неумение удержать подростков в храмах. Вообще, это большая проблема. Здесь мы, кстати, сталкиваемся еще с одной проблемой, и до революции уже писали об этом: законоучительные предметы нельзя преподавать как науку. Я тоже в этом убежден.

Почему подросток уходит из храма? С одной стороны, преподаватель должен обладать определенным даром, чтобы передавать свою веру… У нас, особенно в 1990-е годы, было такое суждение (по Некрасову): «Сейте разумное, доброе, вечное». И мы все думали, что, по притче о сеятеле, надо сеять семена. Но притча говорит: одно семя не проросло – почва была слишком каменистая, второе было задавлено тернием, третье унесено птицами. А почему иное семя проросло и принесло плод сторицею? Была земля хорошая, добрая… И никто не задает вопрос, какими должны быть свойства этой земли, чтобы семя в ней проросло: что должно быть, чтобы из этого семени произошел добрый плод. И то, что мы (перефразирую) и катехизировали, и миссионерствовали в 1990-е годы как умели, привело к тому, что сейчас у нас нет, может быть, стольки подростков, сколько должно бы быть.

С другой стороны, я вспоминаю свой опыт, связанный не с законоучительством, а с литературой. Нам какое-то время в школе преподавали литературу, и мы ее не любили всем классом – приходилось заучивать тексты, читать какие-то непонятные произведения. В конечном итоге учитель сменился, и мы всем классом полюбили литературу: учитель умела «заразить» нас произведением, чтением, своей личностью, своей харизмой. И еще большее удивление у меня было, когда я узнал, что учителя (до нашего любимого учителя по литературе) всё делали по ее методичкам, методикам, которые она писала, так как она была кандидатом филологических наук, работала в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования – она учила, так они всё и выполняли, но нас абсолютно это не зажигало до появления в нашей школе ее самой, когда она пришла и начала работать: личность педагога, его талант, внутренний духовный дар, который он может (или не может) передать подросткам, играют колоссальную роль.

Какие предметы преподают в воскресной школе?

– У нас есть основной блок (я его разрабатывал), куда входит отчасти история Церкви, Ветхий Завет, Новый Завет, церковнославянский язык. Конечно же, есть предметы по выбору – церковное пение, например, если кто-то хочет этому поучиться; литургика относится к основному блоку. И, конечно же, основа – это нравственность: разговоры о нравственности, о нравственном поведении. Дополнительно будет киноклуб – выходит довольно много интересных фильмов, которые стоит обсудить, на которые стоит обратить внимание. Это интересно взрослым и детям, это момент сближения, общения: мы вместе просматриваем фильм и далее обсуждаем его, размышляем.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «В Священном Писании сказано: будьте как дети. Сказано, что дети блаженны и “кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. Еще сказано – “не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни”».

– Мы уже говорили об этом в одной из передач. По сути, Христос немножко переворачивает сознание людей древности – они не воспринимали ребенка так, как воспринимаем его мы сейчас: ребенок воспитывался женщинами до определенного возраста, и только с подросткового периода он уже попадал под воспитание мужчин и дальше учился Священному Писанию в школах. Поэтому «будьте как дети» – это некий парадокс Нового Завета. Христос говорит: как ребенок легко воспринимает веру, так и вы должны быть податливы, открыты подобно ребенку.

Есть очень интересный нюанс: например, ребенок 6-ти лет отличается от ребенка 8-и лет – не очень большая разница в возрасте, но у них огромная разница и в знаниях, и в умении слушать, и в умении получать знания. Учитываете ли вы это?

– Конечно. Для подростков разработана одна программа, для детей – совсем другая, но они между собой в чем-то пересекаются. Младшие школьники, впоследствии становясь подростками, заново проходят какие-то темы, но уже под другим углом, с иным видением.

Но я не сторонник того, чтобы дети читали детскую Библию – я в этом вижу некую проблему: ребенок начинает воспринимать Священное Писание как определенный миф, сказку – наравне с мифами Древней Греции или Древнего Рима; изначально, в древности, дети всегда читали оригинальный текст Священного Писания, вне зависимости от возраста. Главное – подбирать те или иные отрывки, над которыми ребенок уже действительно может поразмышлять в том или ином возрасте.

Возрастная разница восприятия есть, и это должно быть учтено в программе воскресной школы. На мой взгляд, большая проблема именно в том, что мы, например, в подростковом возрасте говорим о чем угодно – об истории Церкви, о Священном Писании, но не говорим непосредственно о подростках. Есть такие темы уроков, как, например: «Мой характер: что мне с этим делать?» – мы размышляем изменяется характер человека или не изменяется, какие моменты в своем характере ты хотел бы изменить. Урок на эту тему – отдельный для подростков, он предусмотрен мною, чтобы мы непосредственно шли не от Священного Писания, а от человека: как мы себя узнаем в Священном Писании. Мы говорим и о дружбе – это тоже отдельный урок, на котором мы рассматриваем, что такое дружба, как она проявляется в Священном Писании, что мы можем прощать, можем ли мы вообще всё простить или не способны, и так далее.

Почему подобные уроки очень важны именно в подростковом возрасте? Человек впервые учится видеть себя, смотреть на себя, ощущать себя – такие уроки в воскресной школе необходимы. Например, урок, касающийся любви: о любви мы с детьми очень редко говорим, а на самом деле это очень важная тема для ребенка, особенно в подростковый период: что есть любовь, каковы ее виды (одно дело – любовь к родителям, другое – к девочке или девушке, к другу совсем другая любовь), что такое неразделенная любовь, нужна ли она человеку? Эти темы должны быть в воскресной школе, они должны быть рассмотрены: где, если не в храме, человек должен с правильной точки зрения узнавать о вещах, составляющих его жизнь?

То есть разговор с человеком о Боге – не просто рассказ о мифологическом существе, а разговор о конкретной жизни, которой мы можем научиться жить?

– Я думаю, что это вообще основа христианства. У меня вчера был разговор с моим хорошим другом, и я говорил, что мы в отличие, допустим, от мусульман не воспринимаем Священное Писание как посланное с Небес, как текст, который нам дан непосредственно Богом: мы все-таки говорим, что он написан людьми в том числе, и, по сути, выстраивание христианином отношений со Христом – это всегда написание нового Евангелия, мне кажется. (Был же момент, когда Евангелия вообще не было, но при этом существовала Церковь, существовала христианская община и были отношения христиан со Христом. А Евангелия не было – и каждая встреча ученика со Христом была уникальным Евангелием.) По сути, Евангелие – это радостная весть, что Христос есть Бог и Он спас нас от грехов; этого, в принципе, было достаточно первым христианам.

В этом смысле каждый из нас переживает отношения с Богом по-разному и видит Его по-разному – этим уникален опыт каждого человека; нам надо только посмотреть, насколько он вмещается в опыт Церкви, чтобы он не уходил куда-то в сторону – ведь бывают и другие крайности, когда человек впадает в те или иные прелестные состояния и так далее, когда человек чересчур обращает внимание на свой опыт. Тут тоже не должно быть перекосов, должен быть ровный взгляд на опыт Церкви и свой личный опыт.

Иногда сталкиваешься с проблемой: воспитание детей в семье и знание о Боге, преподаваемое в семье, весьма отличается от преподаваемого в воскресной школе – это вера папы и мамы, у которых тоже может быть своеобразный взгляд на Бога. Когда ребенок приходит в воскресную школу, бывает ли так, что он сталкивается с новым знанием о Боге?

– На мой взгляд, задача воскресной школы – побудить человека к вопросу, есть ли у меня отношения с Богом? Если есть, то какие? В чем они заключаются?

Владыка Антоний Сурожский говорил, что, когда к нему приходил ребенок с написанными на бумажечке грехами, он смотрел на эту бумажку и думал: «Ведь это же не он написал». И спрашивал ребенка: «А ты четко знаешь, что ты в этом согрешил?». Ребенок говорил: «Нет, это мне папа с мамой сказали». Тогда Антоний Сурожский говорил: «Знаешь, брось это, не о том речь идет. А вот если бы Христос был Мальчиком в твоем классе, готов бы ты был вступиться за Него, если бы даже весь класс был против Него?». И в этом моменте проверяется ощущение ребенком веры: что вера – это отношения с Богом, такие же, как отношения с папой, мамой, друзьями. Это иная форма отношений, поэтому, конечно же, с одной стороны, воскресная школа должна работать и с родителями.

Непосредственно для родителей есть встречи, совместные паломнические поездки, подготовка с детьми и родителями Рождественских (или Пасхальных) ярмарок, фестивалей, когда и родители, и дети идут в одном направлении, находятся в том же ритме, как видит это воскресная школа. И, конечно же, никто не отменял духовничество. Поэтому духовник воскресной школы должен это тоже брать на вооружение: чтобы и воскресная школа, и родители все-таки говорили об одном и том же.

Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Поздравляю всех с наступающим праздником Владимирской иконы Божией Матери. У меня вопрос: как рассказать ребенку о Боге, в каком возрасте это лучше делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?».

– Иногда начинают и с детского сада рассказывать какие-то отдельные истории, совместно молиться, и это очень важный момент, когда есть систематика научения. Хотя самое основное – чтобы мама причащалась, особенно во время беременности: это очень важный момент для духовного становления ребенка – это не просто мы ребенку что-то рассказываем, это он видит наши живые отношения со Христом.

Один прихожанин нашего храма как-то мне сказал: «Я ложился спать и просыпался под молитвы матери. Для меня это было очень значимо – я видел, что мать молится обо мне, значит в моей жизни все будет хорошо». Вот опыт восприятия родительских отношений с Богом, которые тоже очень ценны.

Когда ребенок только начинает говорить, мы можем с ним что-то заучивать. У меня был такой опыт с крестниками: мы сначала заучивали с ребенком «Отче наш», он утром и вечером молился одной молитвой, потом прибавляли молитву «Богородице Дево, радуйся», а потом он заучивал Символ веры – и эти три молитвы были его утренним и вечерним правилом. Потом, когда он стал старше, к 7-ми годам, начали с ним планомерно изучать «Закон Божий».

Чтобы оставался интерес, нужно открытое общение с ребенком на темы, касающиеся Бога, Церкви и его самого по отношению к ним. Совместные паломничества довольно многое дают, когда человек видит опыт веры других людей, встреченных в паломнических поездках. Проведение совместных праздников многое дает… Здесь не может быть какой-то общей рекомендации: опыт веры у каждого свой – и отношения с Христом каждый выстраивает свои. Чтобы у ребенка до конца дней оставалась вера, он должен видеть ваши живые отношения с Богом.

Моя дочь мне сказала: «Я знаю, что нас создал Господь, что наши прародители – Адам и Ева. Но нам в школе говорят, что мы произошли от обезьяны». Конечно, она была в недоумении – это говорил учитель, который преподавал ОПК. Сталкиваетесь ли Вы в своей практике с тем, что дети привносят в воскресную школу знания, почерпнутые в школе, во дворе, среди нецерковных подростков?

– Да. И даже был разработан определенный курс, который как бы дублировал тот период истории, что преподавали в школе. Допустим, если в школе в 5-м классе проходят Древний мир, то в воскресной школе в это время мы проходим Ветхий Завет, историю Авраама, Исаака, Иакова, историю Египта и пребывание там израильского народа и так далее; если в школе проходят Средние века (6–7-е классы), естественно, и в воскресной школе мы проходим Средние века: как люди тогда верили, посещаем те или иные места, связанные с этим периодом, говорим о святых, которые жили тогда (например, о Сергии Радонежском), и так далее. Есть опыт того, как школьная программа дублируется в воскресной школе.

Если говорить о креационизме – это не противоречит Священному Писанию; как говорил Серафим Саровский, Господь не в глиняную фигурку вдунул Свое дыхание жизни. Мы действительно видим эти закономерности в мире и, говоря о теории эволюции, можем сказать, что все-таки есть Разумный Творец. Простите, но теорию Большого взрыва разработал и высказал католический священник, который был в том числе астрономом. Поэтому, думаю, мировоззренческие основы должны быть разъяснены, в том числе теория эволюции.

Священное Писание не ставит вопрос, как это сделано, – на вопрос «как» отвечает наука, а Священное Писание говорит «почему» и «для чего»: почему мы созданы, для чего мы созданы – это самые основные вопросы Священного Писания, и в этом мы не противоречим науке.

Готовясь к передаче, я вычитал у одного исследователя по проблемам воскресной школы утверждение, что знание Закона Божия может быть неполезным для нецерковного человека – Господь не любит, когда в знания о Нем вмешиваются люди с холодным сердцем. Прокомментируйте это, пожалуйста.

– Для нас термин «знание» означает, что если я о чем-то имею то или иное суждение или что-то прочел, значит – я знаю.

На самом деле Священное Писание говорит о знании как о моменте соприкосновения с тем, что я изучил. Когда Адам и Ева съедают запретный плод, они познают и добро, и зло, они входят в соприкосновение с этим. Так – и когда мы говорим о знании о Боге: по сути, знания о Боге – это отношения с Богом. Они не строятся при изучении учебника, они выстраиваются в отношениях с Ним.

В учебнике может быть написана Священная история, может быть написана история Церкви или что-то о литургике, но это к Богу в прямом смысле не имеет никакого отношения: знание Бога – это отношения с Богом (в молитве), когда я пребываю вместе со Христом, когда я знаю Христа, я знаю, что Он существует, Он – Промыслитель: Тот, Кто заботится обо мне и участвует в моей жизни.

Все остальное – архитектура, музыка, живопись и все происходящее в храме, – может быть очень любимым для человека, но это не приближает его к Богу. Мы знаем Сталина и Гитлера: когда-то они хотели быть священниками, но стали теми, кем стали. (Сталин как-то спросил митрополита Сергия на тайной встрече: «Где же ваши священники?». Митрополит ответил: «Мы их воспитывали, да они маршалами стали».) До революции многие семинаристы, воспитывавшиеся в духовных семинариях, стали революционерами. При этом они знали молитвы, Священное Писание, в какой-то мере – литургику. Но это ничто по отношению к тому, что они делали, и с Богом у них не было никаких отношений.

Подведем итоги нашей передачи: если сказать одной фразой, то разговор с человеком о Боге – это...

– …это всегда момент жертвенности, я бы сказал.

Благословите наших телезрителей!

– Храни вас Господь, пусть Божия милость будет с вами!

Записали:
Светлана Тодосейчук
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс