Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1043) → Протоиерей Димитрий Предеин: Грех клеветы

Протоиерей Димитрий Предеин: Грех клеветы

№2 (1043) / 5 января ‘20

Беседы с батюшкой

Как говорит поэт, «словом можно убить, словом можно спасти». Каково отношение Православной Церкви к слову? Есть грехи словом – среди них грех клеветы. Именно о нем и пойдет речь. Почему в мире возникла неправда?

– Об этом нам повествует слово Божие. Мы слышим о дьяволе от Самого Господа Иисуса Христа: когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи – это прямо говорится в главе 8 Евангелия от Иоанна. Отсюда мы познаем, что изначально, когда Господь творил мир, была только истина, ибо Истина – это Сам Господь Бог, Он есть основание всякой истины.

А первая ложь появилась в мире духовном, в мире ангельском – ее родоначальником был некогда светлый ангел Денница, который первым произвел неправду. Судя по всему, она состояла в том, что он захотел, чтобы славу, которая была положена только Единому Богу, воздавали ему самому, то есть вместо теоцентризма в его мировоззрении начал преобладать эгоцентризм: он захотел стать вместо Бога, и это было ложное представление и о себе, и о мире, и в целом о мировом порядке. Начиная с этой лжи в последующем произошло уже множество других неправд в мире духовном, а затем и в нашем материальном мире.

А среди них – клевета. Что это такое?

– Клевета – намеренная неправда, которая возводится на ближнего с целью опорочить его честь, достоинство и добрую репутацию, когда человек говорит о другом заведомо ложные, неправильные вещи, которые в чем-то его способны дискредитировать, могут очернить его имя, нанести урон его доброму имени.

Есть много видов клеветы, много способов возвести клевету на человека, но хочется отметить одно: в древние времена клевета не могла сравниться по своей силе с нашим временем – сейчас благодаря СМИ буквально одно ложное, намеренно запущенное слово, один ложный слух, одна заведомо ложная информация могут на протяжении суток стать достоянием миллионов людей. В результате возможности клеветников многократно увеличились.

Есть ли заповедь, запрещающая клевету?

– В широком смысле слова мы можем считать ею заповедь 9-ю: не лжесвидетельствуй – не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. Если брать узкий контекст, лжесвидетельство – грех ложного показания под присягой на суде: когда нужно давать истинное показание, а человек дает ложное, он совершает уголовное преступление, которое наказуется, ибо он пытался ввести суд в заблуждение, чтобы был вынесен неправильный приговор.

Но в широком смысле слова любое слово человека, сказанное о другом с целью его опорочить, уже лжесвидетельство – хоть и не в суде, а в частной обстановке. Результатом его может стать ущерб для человека.

Соответственно, под этим кратким Божиим запрещением мы должны понимать все грехи, связанные с дачей ложной информации против ближнего с корыстными целями.

Во вред ему. Какие корни у клеветы? Это зависть или что-то еще?

– Думается, не только зависть – корни могут быть различными: и месть, и ненависть, и соперничество, и конкуренция. Мотивы у человека могут быть самые разнообразные.

Еще, наверное, и сребролюбие?

– Да, в том числе. В принципе любая страсть, которая движет человеком, может найти свое выражение в клевете как в способе нанести вред тому, кто оказывается в каком-то смысле препятствием для осуществления той или иной страсти человека.

Кроме того, нужно заметить, почва всех грехов, связанных с клеветой, одна и та же – нечистая совесть. Мы можем совершенно однозначно утверждать: если человек старается ходить пред Господом непорочно, исполнять Его заповеди и ни в чем не кривить душой, он не будет клеветать на ближнего своего, какие бы мотивы его на это ни подталкивали, – он понимает, что в любом случае это будет грех, и он не может это себе позволить.

Так что если человек позволяет себе клеветать на ближнего, это прежде всего обличает его внутреннее нечистое, греховное, страстное состояние: он уже дошел до той степени, когда считает позволительным для себя оклеветать ближнего своего в своих личных интересах. Этот человек находится на ложном пути, на опасном пути, ибо в нем нет любви к ближнему, – а это главная заповедь христианства, которую он уже точно не исполняет.

К этому еще надо добавить, почему клевета является таким опасным и эффективным оружием в нечистых руках и в нечистых устах. Дело в том, что в нашей падшей, греховной человеческой природе заложена особенность, что мы порой очень охотно слушаем дурные вести о других людях: если о ком-то говорят что-то хорошее, то мы воспринимаем это с недоверием, а вот говорят что-то плохое, в это верится почему-то гораздо легче – люди думают про себя, что даже если это и неправда, то не бывает дыма без огня и все равно считают, что какой-то остаток есть. А это может быть чистая ложь, вообще не основанная ни на чем: просто фальсификация, наглый обман.

Грех клеветы особенно опасен тем, что даже если человек в нем и раскается и перестанет его делать, плоды содеянного исправить бывает уже очень тяжело.

Собственно, о плодах для клеветника: как он будет отвечать за грех?

– Ответственность предусмотрена законодательством. В большинстве стран мира клевета – преступление, признана таковым и наказывается по закону, в разных странах по-разному – в одних это административная ответственность, в других – уголовная. Другое дело, что не так много конкретных уголовных дел заводится по обвинению в клевете: доказать это преступление бывает очень трудно.

Фактически это преступление, совершенное словом. А мы знаем, что адвокаты – мастера придумывать хитрые увертки, оправдания, объяснения, перетолкования, условности. Они могут настолько перекрутить все дело, что состав преступления бывает доказать очень нелегко; опять же, ущерб от клеветы тоже нужно прослеживать больше в моральной, чем в материальной плоскости. И, к сожалению, зачастую клеветники остаются без наказания земным, государственным правосудием. Но это не означает, что они останутся безнаказанными у Бога: Господь обязательно воздаст клеветнику и в этой жизни, и в будущей.

Мы имеем яркий пример из истории, как именно Господь наказывает клеветников. Особенно вспоминается случай из истории Церкви VIII столетия, когда император-иконоборец Константин Копроним преследовал иконопочитателей – в частности, преподобного Стефана, которого он всячески пытался увлечь в свою ересь иконоборчества, но ему это не удавалось. Тогда он пытался его дискредитировать, но тот был святой жизни человек. Тогда Константин Копроним узнал, что в этом городе живет молодая монахиня по имени Анна, и подкупил ее служанку, чтобы та дала показания в суде на свою госпожу, что она якобы имела греховную связь с преподобным Стефаном. Служанка согласилась и дала показания, но сама Анна категорически отрицала обвинения. Несмотря на уговоры, угрозы и даже пытки, она категорически отказалась это признать. Поскольку признания добиться не удалось, то все обвинения с преподобного Стефана были сняты. Интересно продолжение этой истории. Император Константин в благодарность служанке, что она согласилась на его предложение и чтобы подать пример другим людям в таких случаях ему не отказывать, решил ее щедро наградить. Мало того что она получила материальное вознаграждение, он выдал ее замуж за довольно состоятельного чиновника, и она от него родила двух близнецов. Казалось бы, он все прекрасно устроил в ее жизни, но потом ее же дети ее и убили. Этот случай стал настолько резонансным, что остается одной из очень ярких иллюстраций того, что клевета безнаказанной не останется.

Одно из имен лукавого – клеветник. Почему?

– «Дьявол» (др.-греч. Διάβολος) в переводе с греческого буквально означает «клеветник», это одно из имен лукавого, и его происхождение коренится в Священном Писании, в Божественном Откровении. Собственно говоря, в Апокалипсисе – Откровении апостола Иоанна Богослова – прямо говорится, что, когда на небе произошла война, Михаил и ангелы его воевали против дракона и его демонов. Они победили их и низвергли, и была радость на Небе: И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

Получается, он постоянно занимался тем, что возводил напраслину, клевету, лжесвидетельство на собратьев, то есть бесплотных духов. Мы не знаем подробностей, в чем состояло его лжесвидетельство, но мы видим, в чем оно состояло по отношению к людям – в Книге Иова очень подробно описан диалог между лукавым и Господом Богом, когда лукавый очень изощренно и тонко клевещет, говоря: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?». Это уже фактически клевета, ведь он уже обвинил Иова, что тот не любит Бога и его праведность имеет чисто корыстные, материальные истоки.

В чем клеветник-человек может быть похож на сатану как клеветника, если он исполняет функцию лукавого духа?

– Фактически так и есть. Если человек клевещет на своих ближних, если у него это уже становится навыком, если это уже не случайный в его жизни прецедент, а целенаправленная, выработанная политика, приносящая ему дивиденды, то он уже выполняет волю сатаны – становится его орудием и ему уподобляется, ведь кто кем побежден, тот тому и раб: кто кому себя подчиняет, тот становится образом и подобием того, чему он подчинился. Думается, клеветники, которые не каются в этом грехе, будут наследовать ту же участь, что ожидает начальника лжи и клеветы.

Стоит ли оправдываться, если на тебя клевещут? Ведь часто случается, что человек не знает, как себя вести. Следует ли бороться за свою чистую совесть и чистую репутацию?

– Думаю, это во многом зависит от обстоятельств. Бывают случаи, когда производится официальное расследование, дознание и выяснение. Если нужно давать официальный отчет, скажем, перед начальством, вышестоящими властями, ясно, что приходится себя защищать: иначе может быть вынесено решение, которое повлияет на судьбу и явно будет несправедливым. И начальство ошибется, если не донести до него правильную информацию. Но если ситуация иного рода, не требующая такого обязательного оправдания, то, я думаю, можно положиться на Суд Божий.

В моей жизни, например, не раз были ситуации, когда на меня клеветали, абсолютно нагло и беззастенчиво, но я не пытался тут же выступить с опровержением в защиту себя, надеясь, что Господь Сам все расставит на свои места. Так и происходило.

Есть закономерность: люди, которые занимаются клеветой на ближних своих, все равно уже формируют общественное мнение о себе самих, ведь когда раз за разом было несоответствие истине (и там было неправдой, и тут оказалось клеветой), то к информации, проистекающей от них, уже относятся с определенным недоверием. Соответственно, люди, которые этим занимаются, настолько низки, что им уже особо и не верят. Так что клевета, которая какое-то время могла представляться мне чем-то неприятным и даже опасным, в результате оказывалась бесследно прошедшей именно потому, что эти люди сами себя компрометировали.

Как принять клевету по-христиански?

– Это действительно вопрос очень серьезный и глубокий. Если мы воспринимаем это как некое Божественное попущение, воспринимаем со смирением, с упованием на Божий Промысл, то мы гораздо легче можем это перенести.

Наверное, с молитвой? Может, подвиг какой-то на себя взять?

– Да, это тоже очень правильная мысль. Если человек оказывается в ситуации, когда на него клевещут целенаправленно, когда поднимается какая-то волна против него, то нужно воспринять это как Божественное испытание, ведь бывают разные попущения, они могут быть связаны с самыми разными искушениями. Клевета – одно из них.

Если человек к нему отнесется со стойкостью, не изменит своим моральным принципам, не будет отвечать злом на зло тем, кто пытались ему так повредить, то Господь обязательно найдет способ восстановить его в добром имени.

В свое время Святейшего Патриарха Кирилла спросили: «Вас оклеветали в средствах массовой информации, как Вы будете на это отвечать?». Он ответил: «Я просто буду делать то, что делал до этого. И это будет самый лучший ответ».

Как каяться в грехе клеветы?

– Это тоже вопрос, не лишенный важности: иногда мы можем быть невольно вовлечены в этот грех. Например, кто-то нам что-то сказал о другом человеке, а раньше этот человек нам говорил только правдивые сведения – и мы, услышав, поверили (тем более, быть может, и нам самим казалось, что этот человек способен к таким поступкам), но прошло время, и вдруг выяснилось, что он этого не делал, а мы уже передали это кому-то другому, третьим лицам. Соответственно, мы поучаствовали в грехе распространения клеветы и мы тоже могли нанести человеку вред, какой-то ущерб.

Каяться в клевете нужно, как и в любом другом грехе. Нужно пойти к духовнику на Исповедь и чистосердечно в этом признаться – признать свою вину, не пытаться свалить ее на внешние обстоятельства. И если будет назначена епитимья, то нужно понести ее со смирением. Я думаю, это будет самое правильное решение вопроса.

Вернемся к человеку, который потерпел клевету. Бог сочтет это за добродетель – и будет ли награда?

– Если человек потерпел клевету именно с должным христианским отношением, с терпением, с верой в Господа, с молитвой, то награда будет – как и за любую другую добродетель.

Прежде всего необходимо при перенесении клеветы терпение – безусловно, очень важная христианская добродетель. Без нее вообще невозможна, как говорят святые отцы, никакая другая: любая добродетель без терпения – просто проявления хорошего характера. А вот если человек, несмотря на различные жизненные ситуации, остается постоянным в творении добрых дел, соблюдении чистоты совести, вере в Господа, это значит, что у него есть уже навык переносить скорби с подлинным христианским упованием.

Есть ли молитвы или псалмы, которые человек может читать, оказавшись в ситуации, когда его оклеветали?

– Есть и молитвы, но, думаю, псалмы более в этих ситуациях эффективны: 3-й, 4-й, 16-й, 118-й, 139-й прямо упоминают клевету, возводимую на человека, и Псалмопевец от своего имени молится Богу с просьбой так или иначе избавить его от этого зла.

Наиболее яркий текст – это 134-й стих 118-го псалма: «Избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». При чтении 17-й кафизмы в храме Божием мы всегда слышим напоминание, что только Сам Господь может нас уберечь от этого зла.

Фактически никто не застрахован от этого искушения. Сам Господь Иисус Христос, Который был Человеком, Богочеловеком, совершенным во всех отношениях, подвергался клевете – причем самой оскорбительной, если чудеса, Которые Он совершал, приписывали силе Веельзевула. А убили Его совершенно по клеветническому обвинению, что, якобы, Он учил противиться кесарю: был подстрекателем к бунту против римской государственной власти. Это абсолютно не соответствовало действительности, но это сработало, принесло результат, на который рассчитывали Его нечистые на совесть обвинители – первосвященники, книжники и фарисеи.

Это говорит, что, к сожалению, дьявол умеет плести сети клеветы настолько изощренно, что они так или иначе могут повредить в жизни любому человеку. Нужно быть к этому готовым. Поэтому псалмы, что мы сейчас назвали, должны быть у нас на памяти и на слуху: если случаются ситуации, когда мы подвергаемся клевете, когда нас пытается кто-то опорочить, думаю, подвиг чтения псалмов будет весьма уместен.

Записала:
Екатерина Береснёва

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс