Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1138) → Протоиерей Александр Березовский: Мы обязаны жить по заповедям Христовым – это для нас самое важное

Протоиерей Александр Березовский: Мы обязаны жить по заповедям Христовым – это для нас самое важное

№1 (1138) / 1 января ‘22

Беседы с батюшкой

Отец Александр, наши телезрители поздравляют Вас с праздником благоверного Великого князя Александра Невского и с именинами – днем Вашего Небесного покровителя.

– Спасибо большое. Хочу еще поздравить всех Митрофанов: Митрофан Воронежский – молитвенник, воздыхатель, заступник Православия на Руси, ему сегодня воздаем честь и хвалу.

Александру Невскому посвящен весь этот юбилейный год: 800 лет со дня его рождения. В декабре заканчиваются торжества, посвященные Великому князю. Я бы хотел спросить о Вашей личной истории: чем Вам особенно близок Ваш Небесный покровитель?

– Воистину велик Александр: в истории нашей страны есть люди, которых мы называем великими, но его величие неисчерпаемо – он был велик и как государственный деятель, и как собиратель земель русских, и как молитвенник, и как дипломат, воин; любая сфера его деятельности носит на себе отпечаток этого величия, и величие это не человеческое, а Божие – Господь его воздвиг. Как Он говорит, свеча светит всем в доме – он действительно был таким светильником для всего русского народа.

В те времена у людей было много печалей и они нуждались в таком заступничестве. И все взирали на Александра как на защитника, а он это действительно являл в себе: был и мудрый судья, и милостивый отец, и заступник, и помощник каждому труждающемуся и молящемуся.

Еще он – образец истинного христианина. Особенно сейчас, когда о христианстве многие говорят, но на самом деле христианство оскудевает – в людях оскудевает вера. Это видно по тому, как люди позволяют себе те грехи, которые раньше, даже в советские времена, считались постыдными: о них старались не говорить, а если человек согрешал, то пытался спрятать от других свой грех; сейчас об этом некоторые иногда и по телевизору не стесняются говорить, – а еще называют себя верующими.

Александр Невский являет собой образец истинного христианина – такого, каким должен стать каждый из нас: и мужественного, и решительного, и во всем верного Богу.

Верность Богу для меня – живой пример. В мире вокруг нас возникает много соблазнов, и трудно им не поддаться, но соблазны были во все времена, и мы видим, как наши предки умели им сопротивляться. Какой был соблазн пойти навстречу латинянам: они же его такими посулами пытались склонить на свою сторону – не сразу пошли войной, а сначала пытались его подкупить (ведь вопрос в сумме, как это всегда бывает: можно дать человеку определенную сумму, и он исполнит все, что ему повелишь). Но нет, – Александр категорически отверг любые соглашения с латинянами. А принял бы – были бы мы сейчас католиками, а не православными. Благодаря ему мы православные.

Вопрос телезрительницы: «У меня много друзей в России и Европе. Сейчас огромное множество людей (в большей степени, конечно, мужчин) совершенно не хотят создавать семью и предлагают свободные отношения. Понятно, что это – грех. Как Вы считаете, возможно ли молодым женщинам жить одинокой жизнью? Я считаю, это невозможно. Подскажите, пожалуйста, что в этой ситуации можно сделать? Ходить замаливать грехи, но все равно вести этот образ жизни, раз ничего другого жизнь не предлагает? Или оставаться одной, поскольку никто не предлагает ничего серьезного?»

– Я не согласен, что достичь желаемого невозможно. Многие все-таки сохраняют телесную чистоту – и девушки, и юноши не все подряд вступают в блудное сожительство.

Что предложить сделать? Я знаю людей, которые очень хотели создать семью, но никто им этого не предлагал. Они молились и ждали – и Господь даровал семью, и эта семья образец для всех остальных семей: за верность, терпение и веру Богу Господь наградил их, и не абы как.

А многие семьи – ад кромешный: в них и ссоры, и обиды, и ревность, то расходятся, то опять сходятся, то договариваются, то жить вместе не могут… Это мука, на которую люди себя обрекают.

А как бы хотелось, чтобы были мир, взаимопонимание, любовь, почтение, забота, взаимная забота… Каждая девушка, особенно если она выходит замуж, думает, что о ней будут заботиться, ее будут понимать, ублажать; ей хочется, чтобы ее любили, и она взамен готова дарить любовь.

Но, оказывается, понимание любви у людей разное. Он говорит, лежа на диване: «Ты должна меня любить, в постель еду приносить» – с его точки зрения, это любовь со стороны жены. А с ее точки зрения: «Ты должен мне во всем помогать, ходить в магазин, помогать убираться по дому, отвозить детей в школу, заниматься с детьми, уроки с ними делать». Ему это все не нужно, неинтересно. Как найти взаимопонимание? Оно дается только от Бога. Бог награждает такой семьей, взаимопониманием и любовью верных чад Своих.

Начать семейную жизнь с греха – это все равно что в основание дома положить гнилое бревно и потом на этом строить стены, возводить крышу. Он же рухнет, перекосится, и жить в таком доме будет невозможно, что и доказывают наши современные семьи. В этой семье жить невозможно! Иногда люди готовы бежать куда угодно, а некуда: нет двух квартир, чтобы разъехаться, и денег на съемную тоже нет. Еще в этом аду живут дети, которых там пытаются воспитывать криками, скандалами, постоянными ссорами. Получается просто караул.

Нельзя, невозможно в современном мире сохранить чистоту? Другое дело, что люди не хотят этого. Отец Димитрий говорил, когда рассуждал на эту тему: «Вся беда в том, что женщины доступны. Если бы они блюли свое целомудрие, то и мужчины относились бы к ним иначе – очередь желающих выстраивалась бы взять их в жены!» Но, к сожалению, действительность иная. Мы же видим, что люди, живущие во грехе, несчастливы. Как хотите, можете рассуждать: такие нравы в мире, законы, правила… Да, по молодости хочется удовольствий, и многие их себе позволяют. Потом за них платят – своим здоровьем, неустроенной семейной жизнью, брошенными детьми...

Большинство детей у нас – из неполных семей. И, например, в семье мальчик, а воспитывает его мама. Как женщина воспитает мужчину – защитника, заступника, мужественного, благородного, смелого? Она же не знает, что такое мужчина. Ни одна женщина не знает, как воспитывать мужчину. Она его воспитывает со своей точки зрения, женской. Очень часто в мужчинах есть некое женское начало – оно прямо просматривается. Потом такие мужчины тоже не хотят создавать семью, в будущей жене хотят видеть маму, которая за ними будет ухаживать, ублажать их, все им прощать.

Вы сейчас описали, чего требуют мужчина и женщина друг от друга, называя это любовью. Один другому говорит: «Ты должен». Но выражается ли любовь формулировкой: «Ты должен»?

– Апостол Павел говорит, что любовь не ищет своего – она никогда ничего не требует. Истинная любовь всегда желает дарить: не приобретать, а дарить, отдавать – это качество и свойство истинной любви. Но люди, к сожалению, по своей греховной природе очень эгоистичны и поэтому часто чего-то требуют.

Семейная жизнь очень часто становится договорной. Люди договариваются: какие у тебя обязанности – какие у меня обязанности… Такое «деловое сотрудничество» в пределах одной квартиры: проживают вместе, но у них есть собственные отдельные обязанности – у жены, у мужа, и они блюдут, чтобы каждый исполнял то, что должен. Что поделаешь – по-другому, видно, не могут.

Просто любить и дарить любовь другому безвозмездно и бескорыстно не получается.

Вопрос телезрителя: «Я слышал, что советуют начинать изучать Священное Писание с Евангелия. Это мне напоминает двоечника, который решает задачу и сначала подглядывает в ответы в конце учебника, а потом подгоняет решение под этот ответ. Не получается ли так: если мы начинаем заходить с конца, то мы неудачники в изучении?»

– Дело в том, что вы имеете в виду Библию, которую мы начинаем изучать с конца. Для современного человека, совершенно не сведущего в церковной истории, Ветхий Завет бывает очень труден для принятия – там для него много как бы жестоких моментов, и часто люди на них спотыкаются, начинают винить Бога в жестокости, все переиначивают и даже не добираются до Евангелия.

Мы все-таки люди Нового Завета, поэтому мы начинаем изучение Священного Писания с Нового Завета. Там есть ссылки на Ветхий Завет: пророков, какие-то исторические события, персонажей Ветхого Завета. Можно туда обратиться уже для уточнения: кто эти люди, о чем идет речь?

Для нас очень важно именно знание Нового Завета. Мы обязаны жить по заповедям Христовым – это для нас самое важное. А Ветхий Завет потом изучится обязательно.

Человек, который изучает Новый Завет, обязательно погрузится и в Ветхий, они неразрывно друг с другом связаны. Ведь Новый Завет как бы вышел из Ветхого, и поэтому те, кому это интересно, обязательно прочитают Ветхий Завет.

Можно, конечно, прочитать хотя бы Книгу Бытие или Пяти-книжие Моисея. Это, наверное, интересно и по силам многим и многим. Хотя уже там начинают встречаться недоуменные вопросы: «Почему так? Почему Бог это попустил?» Дальше, когда Вы будете читать Книгу Судей, там описано достаточно суровое житие того времени – не каждому это по силам воспринять правильно, ведь очень важно, чтобы Священное Писание было правильно воспринято: чтобы человек его не просто прочитал, а правильно понял.

К чему бы Вы порекомендовали обратиться из Ветхого Завета после Нового Завета?

– Начать с Книги Бытие и прочитать ее: это очень важно – в Новом Завете часто упоминаются Авраам, Исаак, Иаков: кто они такие, почему мы их так часто вспоминаем? Почему даже в притче Господь говорит: лоно Авраамово? Хорошо бы к этому обратиться – почитать про Авраама, его семью, об испытании его веры от Бога, почему Господь называет его отцом всех верующих, и потихонечку идти дальше и дальше.

Хорошо почитать пророческие Книги. Пророк Исаия еще именуется ветхозаветным евангелистом, настолько он точно пророчествует о пришествии в мир Господа Иисуса Христа. На самом деле его Книга тоже потаенная, и ее не так просто осилить. Есть, конечно, более откровенные Книги малых пророков. Очень рекомендую почитать Книгу пророка Осии: она небольшая, но очень подходящая к нашему времени.

Я хотел вспомнить еще одного ветхозаветного героя и Книгу о нем – это Книга Иова, очень популярная для чтения. После прочтения ее всегда задаешь самому себе один и тот же вопрос: за что Иов так страдал? Ведь ему так и не дали на это ответа. Как Вы считаете, чему мы должны научиться на этой истории?

– Тому, что истинная любовь к Богу никогда не перестает. Ведь дьявол решил очернить Иова в глазах Божиих, сказав, что Иов любит Бога только потому, что Он ему все дал. Дьявол назвал его корыстолюбцем: он богат, у него большая дружная семья, потому он славен и славит Бога. Дьявол говорит: а если бы у него всего этого не было?.. И мы помним, как Иов сначала лишился богатства, потом своей семьи, заболел проказой и вынужден был жить за городом, где помойка: там можно было найти хоть что-нибудь поесть.

Он там жил, и к нему пришли его друзья, жена. Все они пытались обличить его в неправде, а он был чист перед Богом. Чистые сердцем, как сказано в Писании, Бога узрят, – и он сердцем своим зрел Бога, видел, что чист перед Ним, и не мог себя оклеветать: это было бы нечестно перед Богом.

Нам, лукавым людям, кажется: все мы грешные – что ж, Иов был безгрешен? Просто его чистота непонятна уму. Что же он противится очевидному? Ему говорят: «Ты же грешен – признайся, похули Бога, умри, освободись от своих страданий». Он отвечает: «Как я похулю моего Благодетеля, Который мне все дал? Я ничем не грешен», – это было искренне.

Когда человек приходит на Исповедь и говорит, что каяться ему не в чем, – это лукавство: либо человек слеп, либо лукав и прячет это. А Иов был не лукав и не корыстен – он был искренен. Такой чистоты сейчас просто не встретишь – только в Писании. Его пример учит нас верности Богу и тому, что Своих Бог никогда не оставит. Завершается Книга Иова тем, что он выздоровел, а Бог вдвое умножил его богатства по сравнению с тем, что он потерял, все ему вернул.

Дьявол был посрамлен: он хотел показать, что каждый человек перед Богом лукав, нечист, скверен и корыстен. Нет, вовсе нет: человек может быть чист перед Богом, если искренне Бога любит. Любовь к Богу привлекает к человеку очищающую благодать, и он становится чист.

Как, например, апостолы: Господь омывал им ноги, и Петр хотел, чтобы ему еще и голову помыли, а Господь сказал: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Как – «чистые»? Благодать Божия пришла к ним и очистила их. Эта любовь потом сделала всех апостолов мучениками за Христа.

Вопрос телезрителя: «Человек спасается по благодати. Можно ли ее ощутить?»

– Конечно. Этот вопрос нередко задают: «Как я почувствую, как узнаю, что во мне есть благодать?»

Если она есть, то ее ни с чем не спутаешь. Она дает неизреченную, неземную радость – земную радость мы испытываем часто, а есть неземная радость. Но благодать пребывает в человеке, к сожалению, не постоянно – он ощущает какое-то особое качество своей души: с легкостью прощает, умеет уступить, мирен и спокоен, идет навстречу своим недругам. Это все свидетельство благодати Божией в человеке. Потом, если он уклоняется от Бога, благодать от него отходит, и он опять погружается в обычные человеческие страсти.

Бывает, что близкие, друзья искренне молятся за человека, но Бог будто не слышит – и чуда не случается. Почему?

– Я могу только предположить. Мы не знаем конца человеческой жизни – эта тайна от нас сокрыта. Говорят, что, когда кто-то умирает, он пребывает как бы в двух мирах: и в этом, потому что полностью еще не отошел, и для него уже открывается тот загробный мир. Что происходит в этот момент? Возможно ли в этот момент покаяние и обращение к Богу? Может быть, да. И, может быть, такого человека Бог милует.

Но почему Бог действует так или иначе, не нам судить: мы никогда не поймем до конца всех мотивов, поступков Божиих – это невозможно, человеческий ум не способен это разуметь. Есть некоторые вещи, которые бы мы очень хотели знать, но Бог нам их не открыл, о них в Писании сказано очень прикровенно, ибо эти вещи человеческому уму в данной ситуации недоступны.

Может быть, в будущей жизни, когда мы уже приблизимся к Богу настолько, что нам откроются эти тайны, мы их как-то уразумеем, а в данный момент – нет: Бог действует так, как хочет. Мы верим, что Бог Благ: что от Бога исходит только благо.

Почему одни вещи нам понятны, а другие нет? Одни очевидны как добро, а другие нет? Мы молимся за болящего человека, а он умирает, хотя за него молились – в 10-ти монастырях и в 15-ти церквах сотни человек за него читали канон о болящем каждый день. Человек был хороший, многим людям в жизни помог, и все равно умирает, невзирая на усердную молитву. Так Богу угодно. Мы не можем думать, что Бог не прав: это кощунство.

Православные христиане ставят целью себе достижение Царствия Небесного, которое наступит после смерти. Но можно ли попасть в Царствие Небесное сейчас, живя на земле?

– Можно. Преподобный Серафим еще при земной жизни был в Царствии Божием. Каждого приходящего он встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Это было воистину так – для него каждый день была Пасха, он ее переживал в своем сердце: он Царствие Небесное стяжал.

Но этому сподобляются единицы: не хватает сердечной, мысленной, словесной, жизненной чистоты. Мы все время погружаемся в некую нечистоту. Как сказано в Писании, не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. Примет куда? В Царствие Свое.

Но мы не можем не прикасаться к нечистоте – мы постоянно в ней пребываем; она вокруг нас, поэтому мы постоянно к ней прилипаем: то взглядом, то мыслью, то где-то поговорили, слукавили – и опять погружаемся во тьму.

Но у нас есть надежда, что мы когда-нибудь все-таки обрящем вечный Невечерний Свет в своей душе. К этому мы должны стремиться, об этом умолять Бога, все для этого делать. Причина греха – в том, что мы себе это попустили: вот если бы не позволяли, греху не так просто было бы нас пленить.

Дорогие телезрители! Желаю всем стяжать благодать Божию и никогда ее ни на что не разменивать, ибо она для нас есть великое счастье и вечная радость, что Господь хочет даровать каждому из нас.

Записали:
Анна Топорова
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс